РЛ
КАФЕДРА
Э лект рические ф ильт ры на основе 1-С элем ент ов находят сам ое ш ирокое распрост ранение в различной
радиочаст от ной прием опередаю щ ей аппарат уре. Н аряду с рассм от ренны м и в одном из преды дущ их ном еров
колебат ельны м и конт урами, 6С ф ильт ры являю т ся част от оизбират ельны м и (селект ивны м и) пассивны м и
линейны м и цепями. В задачу ф ильт ров входит пропускание с м иним альны м и искаж ениям и определенного ча-
ст от ного диапазона и подавление
до
т ребуем ого уровня сост авляю щ их на других част от ах.
Э
лектрические
LC
фильтры
Р. ИВАНЮШКИН,
г. Москва
Прежде чем перейти к рассмотрению различны х раз-
новидностей 1_С ф ильтров, прим еняю щ ихся в реальной
аппаратуре, будет полезно кратко остановиться на их
основны х парам етрах. Как известно из теории цепей,
электрический ф ильтр наиболее удобно рассм атривать
в качестве линейного пассивного четы рехполю сника
(рис. 1)
и описы вать его свойства через параметры та-
кого четы рехполю сника. На практике для описания ос-
новны х парам етров ф ильтров наиболее часто прим е-
няется система так назы ваем ы х рабочих параметров.
Рассмотрим кратко их суть.
Итак, с о в о купн о сть рабочих парам етров ф ильтра
вклю чает в себя следую щ ие: частотны е границы поло-
сы пропускания и полосы задерживания (подавления,
непропускания); м аксим альное ослабление в полосе
пропускания (или м аксим альную неравном ерность ча-
стотной характеристики в полосе пропускания); мини-
м альное ослабление в полосе задерживания; а также
нормирую тся величины входного и выходного сопротив-
лений. П оясним суть этих парам етров при помощ и при-
мера, приведенного на ри с. 2. На этом рисунке приве-
дена частотная характеристика ф ильтра, называемая
кривой затухания. Здесь по горизонтальной оси отло-
жена частота
f, а
по вертикальной - величина затуха-
ния (ослабления)
А,
вы раж аемая обы чно в децибелах
(дБ). П олоса пропускания ф ильтра, соответствую щ его
ри с. 2, леж ит в пределах от частоты
f2
до частоты
f3,
в
пределах которой рабочее ослабление (затухание) не
превы ш ает величины a
m ax
(м аксим ального ослабле-
ния в полосе пропускания). П олоса задерживания это-
го ф ильтра состоит из двух промежутков: от нуля (по-
Рис. 2
А
Рис. 4
А
Рис. 3
Рис. 5
10/2003
предыдущая страница 13 Радиолюбитель 2003-10 читать онлайн следующая страница 15 Радиолюбитель 2003-10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст