Рис. 2
остановиться: предварительная настройка схемной мо-
дели проведена. Далее последовательно нажимаем на
клавишу R, уменьшая величину сопротивления имити-
рующего поведение датчика сопротивления поверхнос-
ти кожи. При достижении величины 90% от 0,5 МОм
(уменьшение на 50 кОм) LED загорится, что моделиру-
ет появления сигнала об уменьшении кожного сопро-
тивления. (Для увеличения сопротивления переменных
резисторов надо нажимать на соответствующие клави-
ши при одновременно нажатой клавише Shift). Приве-
денные числовые данные условны, и зависят в реаль-
ной системе от вида используемого светодиода, при-
меняемой электродной системы, характеристик кожи и
особенностей реакции конкретного испытуемого.
Реальное устрой ство
Детектор лжи монтируется на прилагаемой печатной
плате (рис. 2, 3, 4) по приведенной выше принципиаль-
ной схеме из компонентов, указанных в табл.
1
.
Способы сборки и пайки стандартные [1, 3].
Табл. 1
П о зи ц и я
Н ом инал
К оличество
Rl, R2
10 кОм
2
R3
I к Ом
1
R4
680 Ом
1
Р
2,2 МОм
1
С!
0,01 мкФ
1
T l, Т2, ТЗ
2SC308, ВС308, ВС557, ТЗЮ7Г, Д
3
МАСТЕР КИТ
Устройство питается от батареи с напряжением 9 В
и поэтому абсолютно безопасно для жизни; потребляе-
мый ток составляет 10 мА. При монтаже необходимо об-
ратить особое внимание на полярность подключения ба-
тареи и светодиода.
Выводы к датчику от контактов “К-К” на плате выпол-
няются многожильными монтажными проводами, на кон-
це которых закрепляются два небольших плоских элек-
трода (например, две монетки). Все устройство следу-
ет заключить в “фирменный” корпус, который можно по-
добрать по каталогу МАСТЕР КИТ.
Д опрос без пристрастия
Перед началом эксперимента испытуемый свободно
усаживается на стул, и на тыльной стороне его ладони
пластырем фиксируются электроды датчика (рис. 4). Мед-
ленно вращая движок подстроечного сопротивления Р, до-
биваются погасания светодиода и фиксируют это поло-
жение. На этом электронная часть проблемы как бы пре-
рывается и начинается собственно игра в криминалис-
тику. Теперь надо задать такие не простые вопросы, при
которых бы испытуемый стал врать и переживать за го-
воримое, и тогда (опять включается электроника) свето-
диод должен загореться. Здесь Вам придется пофанта-
зировать и поэкспериментировать, определив правила
игры (оскорбительные и интимные вопросы должны быть
исключены в принципе, а результаты оставаться кон-
фиденциальными по договоренности, не следует также
использовать игру в корыстных целях). Если Вы играете
с товарищем, то желательно чередовать роли следова-
теля и допрашиваемого, для соблюдения равноправия и
чтобы почувствовать себя в “чужой шкуре”.
В качестве начальной методики составления вопро-
сов можно порекомендовать так называемый нейтраль-
но-целевой метод, который был разработан классиком
полиграфии Макстаном еще в 1917 году. Он долгое вре-
мя являлся стандартным при подобных проверках. Су-
щность нейтрально-целевого метода заключается в сле-
дующем. Имеется три типа вопросов: значимые и целе-
вые вопросы, нейтральные для создания фона и конт-
рольные. Для того, чтобы отличить реакции на нейтраль-
ные и целевые вопросы, избирается определенная тех-
ника постановки вопросов. Берется группа вопросов: -
нейтральные, не имеющие отношения к существу дела
(например: “Как ваша фамилия?” или про погоду); зна-
чимые, по которым проводится расследование и опре-
деляется отношение человека к тому или иному делу. В
разных вариантах эти вопросы могут идти вперемежку,
например, один значимый, потом нейтральный; или мо-
гут идти зонами, например, 5 нейтральных, потом груп-
па 5 критических, потом опять 5 нейтральных, потом
опять 5 критических. Все заданные вопросы и ответы
записываются на бумагу и на магнитофон. После окон-
чания процедуры анализируется, как человек реагиро-
вал на группу нейтральных вопросов, затем на крити-
ческую группу - есть ли различие или нет. Далее про-
водится полное сравнение ответов испытуемого на те
или иные вопросы. Если вопросы шли вперемежку, то
по отдельности соответственно смотрят, как он реаги-
ровал на те или иные вопросы изолированно. Эта ана-
литическая часть может оказаться гораздо сложнее
электронной, так как не формализована и близка к ис-
кусству. Главное не забывайте, что приборы не совер-
шенны и это всего лишь игра. Не заиграйтесь, будьте
на высоте морально-этических норм, следуйте клятве
Гиппократа: “Не навреди!”
10/2003
# 2 5 ';
предыдущая страница 24 Радиолюбитель 2003-10 читать онлайн следующая страница 26 Радиолюбитель 2003-10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст