ВИДЕОТЕХНИКА
В. ПЯСЕЦКИЙ,
220005, г. Минск, д/в
Если, например, говорят, что чет-
кость изображения составляет 450
строк, то это значит, что на экране те-
левизора можно различить 450 черных
и белых полосок. Следует учитывать,
что четкость изображения зависит не
только от работы телевизора, но и от
условий приема передач (в редчайших
случаях также от качества работы те-
левизионного центра).
Ввиду несовершенства системы
фокусировки кинескопа четкость по
краям кадра всегда будет хуже, чем в
центре, примерно в полтора раза. По-
этому по углам таблицы расположены
клинья, помещенные внутри малых
кругов. По этим клиньям аналогично
можно определить четкость по краям
кадра. Так, если в центре кадра она
будет 450 строк, то по краям кадра -
300.
..350 строк.
О четкости также можно судить по
вертикальным штрихам, размещен-
ным в квадратах В2, Г2, В7 и Г7. Око-
ло них размещены отметки 200, 300,
350, 400, 450, 500, 550, 600. Такие же
штрихи в большом количестве имеют-
ся в квадратах Д4 и Д5. Они также
снабжены отметками. По этим штри-
хам определяют так называемую груп-
повую четкость, т.е. различимость
группы вертикальных черных и белых
полосок.
Следует отметить, что испытатель-
ная таблица 0249 дает несколько за-
вышенное значение разрешающей
способности, так как она рассчитана
без учета потери четкости части строк
(около 50) на обратный ход по кадру.
Фактически на экране телевизора мо-
жет быть воспроизведено только 575
строк. Новая универсальная электри-
ческая испытательная таблица (УЭИТ)
определяет ф актическую четкость
изображения и ряд других основных
параметров цветного (по системе СЕ-
КАМ) и черно-белого изображений.
Фокусировку изображения по таб-
лице 0249 оценивают по различимос-
ти линий вертикального и горизонталь-
ного клиньев в центре таблицы и кон-
центрических окружностей в квадратах
Б2, Д2, Б7, Д7 и в центре большого
круга. Фокусировка считается хоро-
шей, если линии на вертикальном и го-
ризонтальном сходящихся клиньях в
центре таблицы, а также в названных
квадратах равномерны по толщине и
Т
е л е в и з и о н н а я
ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ
отчетливо различимы с близкого рас-
стояния.
Малые концентрические окружно-
сти позволяют проверить форму сече-
ния электронного луча кинескопа. Не-
обходимо, чтобы электронный луч в
сечении имел форму круга. Если тол-
щина линий окружностей повсюду оди-
накова, значит, электронный луч в се-
чении действительно имеет форму
круга. Если электронный луч в сече-
нии будет иметь форму эллипса (яв-
ление астигматизма), это сразу же при-
ведет к снижению четкости в направ-
лении больш ой полуоси эллипса.
Практически фокусировка луча может
быть одинаковой по всему экрану.
Обычно при хорошей фокусировке в
центре неизбежна некоторая расфоку-
сировка изображения по краям. В кон-
струкциях телевизоров с экраном пря-
моугольной формы фокусировку регу-
лируют подбором напряжения на фо-
кусирующем электроде кинескопа.
Целесообразно определить влия-
ние контрастности и яркости изобра-
жения на его качество и узнать что та-
кое
градации яркости.
Изображение,
передаваемое по телевидению, явля-
ется полутеневым. Это означает, что
кроме ярких и темных мест в изобра-
жении имеется множество промежу-
точных градаций яркости, так называ-
емых
полутеней,
что делает изобра-
жение более художественным, живым
и объемным. Рекомендую владельцам
даже современных цветных телевизо-
ров иногда полностью выводить
цвет-
ность
и таким образом проверить вос-
произведение черно-белого изображе-
ния. Это будет способствовать хоро-
шему воспроизведению цветного изоб-
ражения в целом.
Неправильная передача градаций
яркости моментально скажется на ка-
честве телевизионного изображения.
Допустим, передается изображение, в
котором нет достаточно ярких деталей
(сцена во время дождя или вечерних
сумерек). Если градации яркости от-
сутствуют, то не будет различия и в яр-
кости отдельных деталей, т.е. все они
сольются в один сплошной серый фон.
А это будет равносильно потере чет-
кости, что нельзя восполнить даже, на-
пример, путем расширения полосы ча-
стот. Такое же явление будет наблю-
даться и при неправильной передаче
ТАБЛИЦА 0 2 4 9
(Окончание. Начало в №11/2003)
градаций в области белого, т.е. при
ярко освещенных сценах. Вот почему
на правильность воспроизведения гра-
даций яркости необходимо обращать
большое внимание.
Понятие контрастности тесно свя-
зано с яркостью изображения. На
изображении имеются темные и свет-
лые участки. Отношение яркости са-
мого светлого участка к яркости само-
го темного называется
контрастнос-
тью.
Контрастность является важней-
шим показателем качества телевизи-
онного изображения. Чем больше кон-
трастность, тем сочнее изображение,
тем больше световых полутонов мо-
жет оно иметь, тем меньше заметны
шумы. Хорошая контрастность дела-
ет изображение более естественным,
увеличивает его четкость.
Регулировки яркости и контраст-
ности в любом телевизоре тесно свя-
заны между собой: чем больше ус-
тановлена яркость, тем больше надо
увеличить контрастность, и наоборот.
Яркость считается достаточной, если
при установке регулятора “Яркость”
в крайнее правое положение изобра-
жение становится чрезмерно ярким
и несколько расф окусированным,
при установке в крайнее левое поло-
жение свечение экрана прекращает-
ся. Для правильной установки кон-
трастности необходимо регулятором
“Контрастность" определить конкрет-
ное число градаций яркости, т.е. чис-
ло промежуточных переходов от бе-
лого к черному.
Для этого в телевизионной испы-
тательной таблице имеется четыре по-
лоски, размещенные внутри большо-
го круга в квадратах Б4-Б5, ВЗ-ГЗ, В
6
-
Г
6
и Д4-Д5. Эти полоски разбиты на
10
прямоугольников, различающихся
по яркости. Прямоугольники снабже-
ны цифрами: 3, 4, 5,
6
, 7,
8
(1,2, 9, 10
не написаны).
Яркость первого прямоугольника
соответствует белому фону экрана, яр-
кость десятого - черному. Путем соот-
ветствующей регулировки при помощи
ручек “Яркость” и “Контрастность” сле-
дует добиваться, чтобы на экране мож-
но было различить не менее
6
..
8
гра-
даций яркости. Тогда передача полу-
тонов станет удовлетворительной и
четкость из-за градационных искаже-
ний не будет потеряна.
12/2003
39
предыдущая страница 40 Радиолюбитель 2003-12 читать онлайн следующая страница 42 Радиолюбитель 2003-12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст