ЛЕГЕНДЫ XX ВЕКА
т
судьба, чередующая в себе взле-
ты и падения: триумф, лагеря, сно-
ва триумф и забвение - люди
встречавшиеся с Львом Сергееви-
чем в 70-е - 80-е годы не верили
своим глазам - они считали, что
Термен давно уже умер, хотя этот
человек-легенда прожил до 1993
года.
..
Первый электронный музы-
кальный инструмент, придуманный
Л.С. Терменом и называемый "тер-
менвокс"
работает на принципе
биений между частотами двух ав-
тогенераторов, один из которых
управляется
рукой
исполнителя
при помощи антенны. На рис. 1
изображена
структурная
схема
терменвокса,
предложенная Л.С.
Терменом.
Два
автогенератора
АГ1 и АГ2 формируют гармониче-
ские колебания на близких часто-
тах. Разность между этими часто-
тами зависит от реактивности ан-
тенны А1 (точнее от величины ем-
кости между рукой исполнителя и
антенной), включаемой непосред-
ственно в контур автогенератора
АГ2. Автогенераторы настраива-
ются таким образом, чтобы их ча-
стоты были как можно более близ-
кими друг к другу. Когда исполни-
тель подносит руку к антенне А1,
ее реактивное сопротивление из-
меняется, что изменяет и настрой-
ку колебательного контура автоге-
нератора АГ2. В результате, часто-
ты
колебаний
автогенераторов
АГ1 и АГ2 становятся неодина-
ковыми, и на детекторе бие-
ний Д1 выделяется колебание
с частотой, равной их разно-
сти. Эта разность зависит от
расстояния
между рукой
ис-
полнителя
и
антенной.
При
движении
руки относительно
антенны в определенных пре-
делах, частота биений изменя-
ется в пределах всего спектра зву-
ковых частот. Это колебание зву-
ковой частоты поступает на пред-
варительный усилитель-манипуля-
тор П.У., затем на усилитель мощ-
ности У.М., к выходу которого под-1
ключей громкоговоритель ГР, вос-
производящий извлекаемые рукой
исполнителя звуки. Таким обра-
зом, для управления высотой зву-
ка терменвокса служит антенна
А1, относительно которой совер-
шает движения правая рука испол-
нителя. Для управления громко-
стью извлекаемых звуков,
Л.С.
Терменом была введена вторая
антенна А2, управляемая левой ру-
кой
исполнителя
и
изменяющая
амплитуду автоколебаний вспомо-
гательного автогенератора АГЗ.
Изменения амплитуды этого авто-
генератора,
отслеживаются
ам-
плитудным детектором Д2, выход-
ное напряжение которого управля-
ет режимом работы предваритель-
ного
усилителя-манипулятора
П.У., изменяя громкость звучания.
Впоследствии,
по предло-I
жению известного музыканта К.И. I
Ковальского, неоднократно давав-
шего концерты
на терменвоксе,
управление громкостью звучания
терменвокса вместо антенны ста-
ло осуществляться специальной
педалью. Освободившаяся левая
рука исполнителя благодаря это-
му управляла добавленными поз-
днее
в
инструмент
кнопками,
Рис.
1
обеспечивающими формирование
прерывистых звуков, что значи-
тельно
увеличило
возможности
терменвокса,
как музыкального
инструмента. Эти кнопки, включа-
емые
в блок
предварительного
усилителя-манипулятора,
позво-
ляют формировать сигналы раз-
ной
длительности,
тогда
как в
классическом терменвоксе воз-
можно извлечение только непре-
рывных звуков с плавной регули-
ровкой их громкости. Для исклю-
чения
щелчков при
переключе-
ниях,
в
усилитель-манипулятор
был
добавлен
специальный
фильтр, сглаживающий фронт и
спад
формируемых
кнопками
управления импульсов.
Концерты электронной му-
зыки, даваемые Л.С. Терменом и
К.И. Ковальским, были очень попу-
лярны. К.И. Ковальский часто ис-
полнял такие виртуозные произве-
дения, как "Полет шмеля" Н. Рим-
ского-Корсакова, "Неаполитанская
песенка" П. Чайковского, "Ария Ра-
зины" Д. Россини и др. На сегод-
няшний день терменвокс не утра-
тил своего значения. Более того,
функционирует класс игры на тер-
менвоксе при одной из музыкаль-
ных школ г.
Москвы. Руководит
классом ученица Л.С. Термена и
К.И. Ковальского - педагог З.А.
Дугина-Раневская.
В следующих номерах наше-
го
журнала
мы
продолжим
разговор
о современном термен-
воксе.
Н а фото представлены (все
фото предоставил Л .Д .
Королев):
Л .С . Термен и К.И . Ковальский во
время концерта; Л .Д . Королев ис-
полняет мелодию на терменвоксе
собственного изготовления; совре-
менный терменовкс, изготовленный
Л .Д . Королевым.
Литература
1. Б. Галеев -
Советский фауст:
Л ев Термен - пионер электронного
искусства. - Казань, 1995 г.
2. Л.Д. Королев -
Современный
т ерменвокс
и
исполнительские
ш колы игры на нем.
-
Материалы 1
научно-практической конф еренции
"Творческая педагогика накануне
нового века". - М : 1997 г.
(РЛ)
I
Радиолюбитель - 02*72004 |
I
»
предыдущая страница 10 Радиолюбитель 2004-02 читать онлайн следующая страница 12 Радиолюбитель 2004-02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст