Рис.
3
жение АС по высоте. Не следует рас-
полагать АС непосредственно на по-
лу. На концертах источники звука -
музыкальные инструменты, певцы-со-
листы
располагаются
значительно
выше пола партнера. Звуки идут нес-
колько "сверху". Такое направление
прихода звуков является привычным.
Этого следует придерживаться и при
расположении источников звука —
АС — в комнате. Поэтому АС должны
располагаться на подставках такой
высоты, чтобы, по крайней мере, вы-
сокочастотные головки АС находи-
лись на уровне ушей слушателя или
немного выше, т.е. на высоте пример-
но 1,5 м от уровня пола.
Вторая причина — это желание
избавить людей, живущих этажом
ниже, от "буханья" низкочастотных
головок АС. Корпус АС вибрирует.
Эти вибрации через междуэтажное
перекрытие будут передаваться
в
квартиру,
расположенную этажом
ниже и вызывать недовольство жи-
вущих там людей.
Немалую роль в получении хоро-
шего звучания играют акустические
свойство комнаты. Каждое помеще-
ние — это своеобразный акустиче-
ский резонатор, обладающий набо-
ром собственных резонансных ча-
стот (рис. 4). Спектр собственных ча-
стот тем плотнее, чем больше раз-
меры помещения и чем выше часто-
та. На частотах ниже 150 Гц резо-
нансные частоты расположены ред-
ко, и частотная характеристика по-
мещения, изображенная на рисунке
штриховой линией, очень неравно-
мерна. Особенно неприятный эф-
фект возникает, если одна из резо-
нансных частот помещения совпада-
ет с одним из пиков амплитудно-ча-
стотной характеристики громкогово-
рителя. Тогда возникает своеобраз-
ное "бубнение", подчеркивание коле-
баний на этой частоте. Обычно эф-
фект "бубнения" относят к недостат-
кам головки громкоговорителя. Но
он в значительной степени подчер-
кивается резонансом помещения.
Дискретность спектра собствен-
ных частот особенно заметна, если
площадь
пола
комнаты
меньше
20.
..25 м2. Поэтому, если есть воз-
можность выбора,звуковоспроизво-
дящую установку нужно помещать в
самой большой комнате квартиры.
В литературе можно встретить
утверждение, что резонансы поме-
щения можно "заглушить", покрыв
стены комнаты коврами. Но все мяг-
кие ткани обладают той особенно-
стью, что их поглощение увеличива-
ется с частотой, а на нижних часто-
тах оно невелико. Специальные низ-
кочастотные
поглотители,
напри-
мер, в виде перфорированных пане-
лей, в домашних условиях вряд ли
применимы. К тому же, их надо рас-
полагать на расстоянии 5.
..10 см от
поверхности стен или потолка, что
уменьшает полезные размеры ком-
наты. Хорошим способом "гашения"
низкочастотных резонансов комна-
ты является открывание на время
прослушивания музыки дверец пла-
тяного шкафа. Размеры шкафа та-
ковы, что он является низкочастот-
ным резонатором, а находящаяся в
нем одежда (пальто, платья) пода-
вляет возбуждаемые низкочастот-
ные колебания. Один мой знакомый
в качестве низкочастотного погло-
тителя использовал книжные полки
с находящимися в них книгами. Он
снимал стекла полок и превращал
полки в своеобразные низкочастот-
ные поглотители. Мне трудно пове-
рить в их эффективность, но знако-
мый уверял, что доволен использо-
ванием такого средства.
Можно уверенно утверждать, что
получить высокое качество звуча-
ния музыки в комнате с площадью
пола 6.
..8 м2 нельзя.
Многие скажут: но мы слушаем
музыку в небольших комнатах и
"вроде бы ничего". Дело в том, что
мы все с детства привыкли к харак-
теру звучания в небольших помеще-
ниях и считаем его обычным, "пра-
вильным",
не
имея
возможности
сравнить его со звучанием в акусти-
чески превосходном помещении.
Расположение кажущихся источ-
|
ников звука в пространстве комна-
ты,
формирующее ощущение сте-
!
реофонической панорамы, искажа-
ется из-за отражений звука от боль-
ших, слабо поглощающих поверхно-
стей мебели и оконных стекол. Для
уменьшения этого неприятного по-
следствия желательно на время слу-
шания музыки закрыть окно (окна)
плотными шторами.
!
I
Ну, а как быть, если заведомо
известно, что помещение акустиче-
ски неудовлетворительно — в нем
редок спектр собственных частот, а
сквозь плохую звукоизоляцию пре-
град (стен, потолка) в помещение
проникают шумы из соседних поме-
щений? Ответ: слушайте музыку на
головные телефоны. Но обсуждение
этого вопроса — тема отдельного
рассмотрения, находящаяся за пре-
: делами настоящей статьи.
(РЛ)
ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ
При подготовке к печати журнала "Радиолюбитель" №2/2004 была неправильно указана фамилия автора статьи. Автор дан-
ной статьи - к.т.н. В.В. Груздев.
Приносим свои извинения автору и читателям.
При оформлении статьи В. Шапкина 'Бизнес антикварной техники, его существо, состояние и прогноз" использовались фото-
графии из личной коллекции Д.Н. Гурьянова.
1
*
Радиолюбитепь - 02/2004 |
предыдущая страница 8 Радиолюбитель 2004-02 читать онлайн следующая страница 10 Радиолюбитель 2004-02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст