{ ЛЕГЕНДЫ X X ВЕКА
\
’о h
Это новш ество почерпнуто из
ам ериканской бурж уазно-рос-
ко ш н о й р а д и о те х н и ки . Е го
суть состояла в том, что при
поиске станций, а точнее при
движ ении стрелки настройки
входной каскад усилителя НЧ
запирался, и пр ие м н и к мол-
чал. При остановке механизма
усилитель отпирался, и звук
восстан авл ива л ся. Конечно,
прием станций был возможен
то гд а , ко гд а о с т а н о в к а н а -
стройки по частоте совпадала
с частотой передающей радио-
с та н ц и и : при н е со вп а д е н и и
прослуш ивался эф ирный шум.
К а к вам, этот у д и в и -
тельны й пред ш е-
ственник совре-
менных авто-
м атических
компью -
терных си-
сте м
н а -
стройки!
П ри ем ни к
имел также
два гром ко-
говорителя с
р а з н ы м и ч а с -
то тн ы м и х а р а к т е -
ристикам и. В целом его
электрическое реш ение обес-
печивало чувстви тел ьн ость,
изби р ател ьность, частотную
характеристику и другие элек-
тр и ч е ски е и звуко вы е пара-
метры на уровне элитны х со-
в ре м ен н ы х б ы то в ы х р а д и о -
прием ников тех лет.
Куда более сложны м о ка-
залось дизайнерское решение
“М ира”. Конструкторы с ВЭ Ф а
никаких образцов чисто соци-
алистического радиотехничес-
кого дизайна перед собой не
имели. На них впервы е была
возлож ена обязанность сд е-
лать с у п е р п р и е м н и к т а ко го
типа, ведь сколько-нибудь дли-
тельного опыта социализм а у
прибалтийских конструкторов
не было. Внутри они ещ е ос-
тавались культурны ми б урж у-
азными спецами, рожденными
и воспитанны ми в несоциали-
стических условиях.
Что сделали конструкто ра
с ВЭ Ф а? О ни вы брали абсо-
л ю тно верны й ко н ц е п ту а л ь -
ный путь, собрав по ф рагм ен-
там д и за й н е р с ки е б у р ж у а з -
ные изыски и сдобрили их сво-
им по н и м а н и е м с о в е т с к о го
социализм а. И сегодня, глядя
на “М ир”, изум ляеш ься их ин-
т у и т и в н о й п р а в и л ь н о с т ь ю
выбранной дизайнерской ко н -
ц е п ц и и (с о ц и а л и с т и ч е с к а я
п о с л е в о е н н а я п я т и л е т ка -
ш кола явилась начальной, но
весьма эф ф ективной). “ М ир”
вписан в свое время так, что
и в настоящ ем , и в будущ ем,
зрител ьно зн аком ясь с ним,
внутри себя ощ ущ аеш ь с та -
линский социализм , конечно,
его сам ую верхню ю , эли тар-
но-роскош ную часть. (Кто хо-
чет почувствовать низш ий со-
циализм, тот пусть ра ссм от-
рит тогдаш ний народны й ра-
диоприем ник “ М осквич” - по
э с те ти ч е с ко й си л е в о з д е й -
ствия он оставляет не м ень-
ш ее впечатление).
П реж де всего это объем.
Точнее его можно определить
ф изическим терм ином масса.
“М ир” величественно велик —
это сам ы й бол ьш ой с о в е тс -
кий настольны й р а д и о при ем -
н и к. И с т о р и ч е с ки м о д а на
б о л ь ш и е р а д и о п р и е м н и к и
рож дена в С Ш А в конце 20-х
годов, и они всегда за н и м а -
ли ниш у сверхдорогих прием -
ников. В скром ной, по сравне-
нию с богатейш ей ра зм аш ис-
той А м е р и ко й , Е вро пе это т
класс радиоаппаратуры рас-
пространения не получил, но
был подхвачен и использован
в д оро гих ра д и о пр и е м ни ка х
ф аш истской Герм ании - этот
стиль подчеркивал м о нум ен -
т а л ь н о с ть и н е зы б л е м о с т ь
“т ы с я ч е л е т н е г о ” т р е т ь е го
рейха. К л асси че ски м и пред-
ставителям и его были та ки е
довоенны е супе рпр и ем н и ки ,
ка к “Telefunken S uper 80 01” ,
“ B la u p u n kt S u p e r 11 W 7 9 ” ,
“Körting Super Transmare 40 W K”.
Разоренная послевоенная Ев-
ропа могла себе позволить
тол ько небольш ие сверхде-
ш евы е ра ди о при ем ни чки с
б естра нсф о рм а то рны м пи -
танием (у нас они известны
под сленговы м обозначени-
ем “спальники”), но в Вели-
ко б р и та н и ю м о н ум е н та л ь -
ный, уж е герм анский след,
был частично импортирован,
в частности, он прослеж ива-
ется в дорогих радиоприем -
никах ф ирмы “M ullard” .
П редш ественник “М ира” ,
“Л атвия” , по архитектурном у
обл ику относилась к классу
радиоприем ников м онум ен-
тального стиля. Ее герм анс-
кий дизайн был и зы сканно
классичен. Этот стиль внеш -
него оф ормления радиопри-
ем ников с вы тянутой почти
на всю ш ирину нижней с те к-
лянной ш кал ой, с си м м е т-
ричны м и ручкам и упр авл е-
ния по ее сторонам , б ол ь-
шой, не заполненной ничем,
кром е ф ирм енны х эмблем,
п е р е д н е й
п о в е р х н о с т ь ю ,
впервы е получил вопл ощ е-
ние (пр а кти че ски од н овре-
м енно) в п р и е м н и ка х ге р -
м анских ф ирм “Telefunken" и
“ Saba" в 1939 году, а ра зра-
ботанны й по этим м отивам
в 1941
го д у “ T e le fu n k e n
Super 166 W K ” стал кл а сси -
кой м и р о во го р а д и о те хн и -
ч е ско го д иза йн а прием ной
радиотехники на 25 лет впе-
ред. Но в “Л а тв и и ” п о я в и -
лась собственная, л атви й с-
кая дизайнерская черта: это
внуш ительны е боковы е вы-
ступы -об ьем ы корпуса, на-
п о м и н а ю щ и е с гл а ж е н н ы е
о ч е р та н и я п р и б а л т и й с ки х
б е р е го в ы х пе сча н ы х д ю н.
Э та о р и ги н а л ь н а я д и з а й -
нерская находка перенесе-
на в “М ир”, и в последую щ ем
в “Ф ести вал ь” .
Нижняя часть лицевой сто-
роны “Мира" выполнена в виде
осторож но-вы пуклой, то ж е
весьма созвучной, субпанели
стремя в высшей степени мас-
сивными комбинированны ми
| Радиолюбитель - 03/2004
предыдущая страница 9 Радиолюбитель 2004-03 читать онлайн следующая страница 11 Радиолюбитель 2004-03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст