1
А У Д И О Т Е Х Н И К А
}
И
С
Н
О
В
А
U i 3 .L iJ - T j
у
О
Д
Н
О
Т
А
К
Т
Н
Ы
Й
Цель этой статьи - продолже-
ние разговора, начатого в
моей статье, опубликованной
в [1]. В ней было приведено
описание и дана схема отно-
сительно простого лампово-
го высококачественного од-
нотактного усилителя мощ-
ности конструкции А. Мана-
кова.
Судя по отзывам, радиолюбите-
ли, построившие этот усилитель,
хотели бы продолжить свое зна-
комство с ламповыми конструкци-
ями, систематизировать свои зна-
ния и получить ответы на часто
возникающие вопросы.
Для продолжения нашего диа-
лога давайте вначале поймем, что
бы мы хотели получить от усили-
теля, какие параметры наиболее
важны, где и для чего он будет ис-
пользоваться, каковы затраты на
его изготовление и т.д.
Как вы знаете, мир разделен на
два противоположных лагеря - с
одной стороны поклонники одно-
тактных усилителей, с другой их
противники - поклонники двухтак-
тной схемотехники.
Доводы противников однотакт-
ных аппаратов основаны на объек-
тивных данных. Это маленькая вы-
ходная мощность, ограниченный ча-
стотный диапазон, высокий уровень
искажений и т.д. (более подробно об
этом можно прочитать в любой ра-
диолюбительской литературе).
Сторонники однотактников, на-
против, указывают на их чисто
субъективные качества. Это музы-
кальность, прозрачность звучания,
мягкость, певучесть и т.д.
Рассмотрим поподробнее ос-
новные “за” и “против”. Простая ло-
гика подсказывает, что мощности
чем больше, тем лучше, а искаже-
ний, соответственно, наоборот. Из-
вестно, что большая выходная
мощность достигается переводом
усилителя в режим АВ, а это при-
водит к росту искажений всех ви-
дов. Вы можете мне возразить и
применить отрицательную обрат-
ную связь, но хочу сразу сказать,
что применение ООС не повысит
качества звука (к чему мы в конеч-
ном итоге стремимся), а заменит
одни искажения другими. Любые
посредственные транзисторные
усилители легко обеспечивает
50.
..100 Вт выходной мощности при
коэффициенте гармоник порядка
0,003.
..0,05%, но звучат они плохо.
Их звучание лишено окраски, звук
плоский, лишенный объема и эмо-
циональности.
Исследования показали, что
акустическая система с чустви-
тельностью 90 дБ и выше совмест-
но с усилителем мощности 5.
.. 10 Вт
способна в маленькой комнате (ка-
кими в большинстве случаев явля-
ются комнаты в наших квартирах)
создать звуковое давление, соиз-
меримое со звуковым давлением,
создаваемым симфоническим ор-
кестром в концертном зале. Я не
поверю тому, кто скажет, что ему
нужно еще больше (тут уже и до
травм ушей недалеко).
Теперь самое время поговорить
об уровне нелинейных искажений.
В. Пузанов,
г. Брянск
Психоакустики утверждают, что за-
метность нелинейных искажений на
слух для гармоник разного порядка
неодинакова. Эксперты не замеча-
ют 1% второй гармоники, а обычные
люди начинают чувствовать ее при-
мерно с 4.
..5%. Нужно обязательно
сказать и о том, что заметность на
слух какой-нибудь гармоники более
высшего порядка пропорциональна
квадрату ее номера. Легко можно
подсчитать, что 0,1 % десятой гармо-
ники и 2,5% второй гармоники вы-
зовут соизмеримое ухудшение каче-
ства звука. Важно и то, что спект-
ральное сочетание плавно спадаю-
щих по уровню гармоник (третья за
второй, четвертая за третьей и т.д.)
для человеческого уха наиболее
благозвучно. Вот отсюда и следует
неприятный вывод, что приводимые
в паспортах аппаратуры сведения об
общем уровне нелинейных искаже-
ний, без указания спектра этих ис-
кажений, ничего не говорят о каче-
стве звучания в целом. Так что не
гонитесь за 0,0000.
..%, а слушайте
и анализируйте.
В любой литературе описаны
четыре основных преимущества
двухтактных ламповых выходных
каскадов:
а) отсутствие постоянного под-
магничивания в выходном транс-
форматоре;
б) увеличенная выходная мощ-
ность;
в) компенсация в выходном сиг-
нале четных гармоник;
г) пониженная чувствитель-
ность к пульсациям напряжения
питания.
----------------------------------------------- 1
35
Радиолюбитель - 03/2004 |
предыдущая страница 34 Радиолюбитель 2004-03 читать онлайн следующая страница 36 Радиолюбитель 2004-03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст