1
А У Д И О Т Е Х Н И К А
I
Рассмотрим все эти преимуще-
ства детально, с учетом современ-
ных тенденций развития элемент-
ной базы и целями, которые мы
преследуем (напомню, качество
звука).
Я так же, как и в предыдущем
абзаце, буду анализировать каж-
дый пункт отдельно:
а) постоянное подмагничивание
уменьшает индуктивность первич-
ной обмотки и заставляет работать
железо по частному циклу гистере-
зиса, иными словами, в режиме с
повышенной линейностью, особен-
но на малых сигналах, без прису-
щей двухтактному режиму ступень-
ки при переходе через ноль (в ли-
тературе часто называют “чистый
класс А”). Как вы понимаете, ком-
пенсацией уменьшения индуктив-
ности является увеличение габари-
тов и веса выходного трансформа-
тора, что вполне нормально (для
нас ведь главное - качество звука);
б) мощность легко увеличить,
включив несколько ламп парал-
лельно;
в) компенсация четных гармо-
ник (но нигде не написано, что
вследствие этого - выпячивание
нечетных), в силу особенностей на-
шего слуха, приводит к субъектив-
ному ухудшению качества звука;
г) повышенная чувствитель-
ность однотактников к пульсациям
легко преодолевается фильтраци-
ей анодного напряжения.
Современные электролиты боль-
шой емкости имеют малые размеры
и стоимость.
Странное дело, напрашивается
неожиданный вывод, что недостат-
ки однотактных усилителей при де-
тальном рассмотрении оказывают-
ся вовсе не недостатками, а досто-
инствами. Те же, которые остались,
легко устраняются путем небольшо-
го увеличения габаритов и веса.
Выбор в любом случае за вами,
уважаемые читатели.
Для меня лично естественно,
что усилитель высокого класса,
превосходно звучащий и передаю-
щий малейшие нюансы звука, име-
ет приличный вес и габариты. Ни в
коем случае я не против транзис-
торных усилителей (я их сделал
бесчисленное множество), но на
сегодняшний день ламповый три-
од - самый линейный усилитель-
ный элемент.
Итак, перехожу к описанию еще
одного усилителя мощности, конст-
рукции моегодругаА. И. Манакова.
Схема-усилителя приведена на
рис. 1. Как вы видите, она серьез-
но отличается от схемы [1].
Входной каскад, выполненный
на лампе 6Н9С, заслуживает осо-
бого внимания. Дело в том, что та-
кое включение лампы обеспечива-
ет одновременное улучшение сра-
зу нескольких очень важных пара-
метров: линейности, широкополос-
ности, стабильности режима, вы-
ходного сопротивления, перегру-
зочной способности и чувствитель-
ности к пульсациям анодного на-
пряжения.
Что касается звучания, то такие
известные фирмы, как Audio Note,
Cary Audio Designs чаще других
применяют в своих усилителях в
качестве входных или драйверных
именно такие каскады. Надеюсь,
комментарии излишни.
Называется такой каскад SRPP
(Shunt Regulated Push Pull). По-рус-
ски название звучит так: каскад с
динамической нагрузкой. Вместо
резистора анодной нагрузки кас-
кад SRPP имеет в цепи анода вто-
рой триод, смещение на сетке ко-
торого задается резистором R4.
При появлении полуволны со
знаком “+” на сетке VL1 ток нижне-
го триода увеличивается, что при-
водит к увеличению падения напря-
жения на резисторе R4, а это умень-
шает ток верхнего триода VL2/1.
Анодный ток оказывается более
стабильным и зависит от изменения
входного сигнала в меньшей степе-
ни, чем в обычном каскаде с резис-
тором. Комбинированная нагрузка
(триод VL2/1 и резистор R4) по сво-
им свойствам начинает прибли-
жаться к источнику стабильного
тока. Источник стабильного тока ха-
рактеризуется высоким внутренним
сопротивлением, а триодный кас-
кад тем линейнее, чем выше его со-
противление нагрузки.
100,0 мкх 350В
R8
+320.
..360 В
Рис. 1.
Принципиальная схема блока индикации
36
|
| Радиолюбитель - 03/2004
предыдущая страница 35 Радиолюбитель 2004-03 читать онлайн следующая страница 37 Радиолюбитель 2004-03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст