I
А У Д И О Т Е Х Н И К А
I
Чтобы вы, уважаемые читатели,
лучше поняли суть вопроса, я по-
зволю себе небольшое “лиричес-
кое” отступление.
В обычной схеме на триоде по-
вышать сопротивление нагрузки пу-
тем простого ее увеличения нельзя,
так как пострадают другие, не ме-
нее важные параметры. Например,
если гнаться за максимальной ли-
нейностью, придется повысить вели-
чину анодной нагрузки, что будет от-
рицательно сказываться на ширине
полосы частот, динамических свой-
ствах и коэффициенте усиления, ко-
торый при большом сопротивлении
нагрузки начинает уменьшаться, по-
скольку уменьшается ток покоя и
крутизна лампы. Перегрузочная спо-
собность каскада при этом тоже па-
дает. Вот и получается парадоксаль-
ная вещь: мы платим качеством за
линейность, а не наоборот. Не слиш-
ком ли большая цена! Идем далее.
Очень часто один каскад на триоде
не может обеспечить необходимое
усиление, приходится ставить вто-
рой каскад. С целью получения хо-
рошей динамики лучше всего иметь
скромное усиление, уменьшая со-
противление нагрузки и увеличивая
ток покоя каскада. И так далее.
Этим отступлением я хотел пока-
зать вам, что основные параметры
простого каскада на триоде часто
находятся во взаимном противоре-
чии и всегда приходится приходить
к согласию между ними.
Итак, возвращаемся к нашему
усилителю. Сопротивление нагруз-
ки триода \/И как бы раздваивает-
ся: по постоянному току оно невели-
ко, что обеспечивает нормальный
режим работы каскада без увеличе-
ния напряжения на аноде, а по пе-
ременному намного больше.
Это дает возможность получить
больший коэффициент усиления
каскада ЭРРР по сравнению с обыч-
ным усилительным каскадом. Как
вы видите, выходной сигнал снима-
ется с катода V 1.2/1, и поэтому вы-
ходное сопротивление оказывается
значительно ниже. Если такой кас-
кад работает на низкоомную емкос-
тную нагрузку, то можно получить
значительный выигрыш и по усиле-
нию, и по полосе пропускания.
Радиолюбитель - 03/2004 |
Лампа 6Н9С, по моему мнению,
является одним из лучших отече-
ственных малосигнальных триодов.
Вы можете попробовать и другие:
6Н2П или же при уменьшении коэф-
фициента усиления - 6Н8С, 6Н1П,
6Н23П и т.д.
Выбор опять же за вами.
Далее сигнал через разделитель-
ный конденсатор С1 поступает на
оконечный усилитель, выполненный
на лампе 6П13С, включенной трио-
дом. Режим лампы устанавливается
подбором резистора R6. Ток покоя -
на уровне 60.
..70 мА. Схема оконеч-
ного каскада мало чем отличается от
схемы в моей предыдущей статье,
выполненной на лампе 6П43П.
Выходной трансформатор, да и
блок питания можно применить тот
же. ТВЗ 1-9 будет несколько маловат
для этой лампы, но подобрать желе-
зо, рассчитать и намотать выходной
трансформатор - для многих нераз-
решимая проблема. Для этой схемы
прекрасно подходит выходной транс-
форматор TW6SE московской фир-
мы “Аудиоинструмент":
www.audioinstr.h1 .ш
Изделия “Аудиоинструмента” хо-
рошего качества и имеют вполне де-
мократичную цену, по сравнению, с
другими фирмами.
Я уже говорил, какие элементы
лучше применять в усилителе, но
вопросы радиолюбителей продолжа-
ют поступать регулярно, и приходит-
ся слышать прямо противоположные
мнения. Скажу по этому поводу сле-
дующее. Типы элементов, которые
были указаны в моей предыдущей
статье, обеспечивают некий началь-
ный уровень качества, а дальше -
хорошему нет предела.
Вместо переменного (желательно
проволочного) резистора на входе
усилителя можно поставить “ALPS”
или применить ступенчатый аттеню-
атор.
Конденсатор С1 (типа К40У-9,
К42У-2, ФТ, К77, К78) легко меняет-
ся на Multicap RTX, Jensen или Audio
Note - хуже не будет.
В блоке питания используйте дос-
тупные Rubicon или Nichicon, из отече-
ственных можно ставить К50-7, К50-26,
К50-27, К50-28, К50-30, К50-31. Если
поставить вместо них Black Gate,
опять же - хуже не будет.
Не забудьте о том, что от вход-
ных сигнальных проводов очень
сильно зависит звучание вашего
усилителя в целом. Когда-то, в мо-
лодые годы, мы использовали
обычный черный двухжильный эк-
ранированный кабель, которыми
комплектовалась вся промышлен-
ная звуковоспроизводящая аппа-
ратура, и казалось, что все звучит
замечательно. Но когда вы его ме-
няете, например, на Daxx, то ника-
кие эксперты вам не нужны. Раз-
ница в звуке просто радикальная.
Важно, конечно, чтобы источник
сигнала был высококачественный.
Компьютерный CD-ROM для этого
не годится.
Для монтажа используйте про-
вода достаточного сечения, не до-
пускайте замкнутых контуров.
“Земляная” шина (например, мед-
ная пластина или толстый провод)
соединяется с корпусом усилителя
в одной точке, желательно недале-
ко от входа. Можно для монтажа
применить и наш медный обмоточ-
ный провод диаметром 0,4.
..1,0 мм.
В заключение хочу сказать, что
входной каскад SRPP прекрасно ра-
ботает и с другими лампами в око-
нечном каскаде. Нужно лишь подо-
брать режимы и применить соответ-
ствующий выходной трансформа-
тор. Очень хороша по звуку лампа
6С4С, можно применить 6П36С,
увеличив ее ток покоя до 80 мА.
Автор схемы, А. Манаков, при-
меняет фиксированное смещение
выходной лампы, но я не даю этот
вариант схемы, так как нужна до-
полнительная обмотка в силовом
трансформаторе, а это (хоть и не-
значительно) усложняет конструк-
цию. По мнению автора схемы,
фиксированное смещение улучша-
ет артикуляцию в басовом регист-
ре при воспроизведении рока, джа-
за, классики. Выбор опять же за
вами.
Сделайте этот усилитель, и вы
будете вознаграждены его есте-
ственным звучанием.
Литература
1.
Радиолюбитель. - №9. - 2003.
1 37
предыдущая страница 36 Радиолюбитель 2004-03 читать онлайн следующая страница 38 Радиолюбитель 2004-03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст