1 ЛЕГЕНДЫ X X ВЕКА
I
к этому времени вывела его
вместе с США на ключевую
роль распорядителей обще-
мирового порядка. И Сталину,
и его ближайшему окружению
было очевидно, что сделать
советских людей (и других)
безусловными сторонниками
преимуществ социализма
можно только в одном случае
- окружить их в быту такими
потребительскими вещами,
которые были бы, по крайней
мере, не хуже, чем на Запа-
де. Вместе с тем, было ясно,
что для всех зто сделать не-
возможно. Вопрос был решен,
как обычно, суррогатно: дать
хотя бы правящей коммунис-
тической верхушке те товары,
которые по сравнению с зару-
бежными были бы, выражаясь
современным языковым ки-
чем, конкурентноспособными.
Сейчас уже понятно, что
такие решения не способство-
вали классовому равнопра-
вию. Величественные высот-
ные дома и жалкие бараки-ла-
чуги, помпезный радиоприем-
ник “Мир” и суперубогий на-
родный радиоприемник “Мос-
квич” давали такой контраст и
зримость классового разли-
чия, которого не было и в са-
мых проблемных странах ка-
питализма и фашизма.
Задача создания бытового
суперприемника была очень
непростой. Во-первых, эли-
тарная часть советского об-
щества, для которой он пред-
назначался, уже не была уго-
ловно-пролетарским сбродом
1917 года, она, по меньшей
мере, была мелко-, а высшие
слои и среднебуржуазной пуб-
ликой, даже по западным па-
раметрам. Во-вторых, в быту
очень широко использовалась
трофейная (не правда ли, ин-
тересное наименование для
сугубо гражданской техники,
не вся же она находилась у на-
цистов) бытовая радиотехни-
ка Германии, которая в дово-
енное время по техническим
параметрам и дизайнерской
проработке бесспорно зани-
мала ведущее место в мире.
Сравнивать
потребителю
было с чем. В третьих, уро-
|
вень советского радиопроиз-
j
j
водства и после войны оста-
I
|
вался исключительно низким
|
|
и ни в какое сравнение с rep-
j
i
манским, даже довоенным.
I
вступить не мог. Если по ра-
|
диотехнической части испол-
нения суперприемника можно
было что-то заимствовать из-
за рубежа, то по дизайнерс-
кой стороне, учитывая практи-
ческое отсутствие наработан-
ной дизайнерской культуры в
КБ заводов, положение было
просто катастрофическим.
Ведь ставилась задача сде-
лать не просто суперприем-
ник, а оригинальный социали-
стический.
Разработка и серийный
выпуск социалистического су-
перприемника были возложе-
ны на Рижский радиозавод
“ВЭФ”. Заметим, что при тог-
дашней системе советского
радиопромышленного произ-
водства все разработки про-
изводились конструкторскими
бюро заводов, и в большин-
стве случаем там же органи-
зовывалось серийное произ-
водство. Выбор предприятия
разработчика-изготовителя
не случаен и закономерен. Ра-
дио и электротехнический за-
вод “ВЭФ” еще в довоенное
время был одним из ведущих
предприятий Латвии, которая
среди прибалтийской тройки
государств выделялась инду-
стриальным характером эко-
номики. Предприятие перед
войной было тесно ассоцииро-
вано с известной в Европе
фирмой “Philips", и выпускало
лицензионный бытовой ра-
диоприемник II класса, кото-
рый с некоторыми изменени-
ями в элементной базе изго-
тавливался после войны под
маркой “ВЭФ-М-517”. Пред-
приятие не было разрушено
социалистическими преобра-
зованиями из-за краткости со-
ветского предвоенного пери-
ода, сохранило кадры и обо-
рудование во время войны,
так как было включено в гер-
манскую военную экономи-
ческую машину. Большим
преимуществом была радио-
техническая и дизайнерская
подготовка конструкторского и
производственного коллекти-
вов, прошедших школу евро-
пейского радиопроизводства.
Завод уже обозначил свой
уровень разработкой и выпус-
ком радиоприемника первого
класса “Латвия”, до “Мира” яв-
лявшимся лучшим советским
приемником, как по электри-
ческому, так и по дизайнерс-
кому оформлению. “Латвия”
явилась предшественником
“Мира”, но ее дизайнерское
решение было настолько оче-
видно прогерманским, что вы-
ступить, как социалистичес-
кий суперприемник, она никак
не могла. В основе электри-
ческого решения “Мира” ис-
пользована схема “Латвии”,
но с рядом существенных до-
полнений, присущих только
радиотехническим аристокра-
там. Самым главным были
два новшества. Первое, пере-
работана вся низкочастотная
часть с включением в нее до-
полнительных каскадов уси-
ления со сложной
схемой тонкор-
рекции и час-
тотной рав-
номернос-
тью
по
усиле-
нию.
По
у р о в н ю
техники
того време-
ни это был
усилитель НЧ
класса
“Hi-Fi”,
если выражаться со-
временной терминологией, и
он являлся самым совершен-
ным среди всей бытовой при-
емной
радиоаппаратуры.
Вторым было введение кас-
када бесшумной настройки.
\
*
Радиолюбитель - 03/2004 |
предыдущая страница 8 Радиолюбитель 2004-03 читать онлайн следующая страница 10 Радиолюбитель 2004-03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст