\
Р А Д И О Л Ю Б И Т Е Л Ь - Н А Ч И Н А Ю Щ И М
I
В. Пясецкий,
220005, г. Минск, д/в
В
1 Щ
А
Н
И
1
Слово “стереофония” известно
всем образованным людям. В него вхо-
дят два греческих корня: “стерео” оз-
начает пространственный, телесный,
объемный; “фонос” - звук, голос.
Сте-
реофония
- средство повышения каче-
ства воспроизведения программ звуко-
вого еещания путем передачи допол-
нительной, пространственной инфор-
мации об источниках звука и помеще-
нии, откуда идет передача.
Человеческий слух обладает свой-
ством острой локализации звука. На
средних частотах человек может опре-
делить направление на источник зву-
ка с точностью до нескольких градусов.
Действительно, нашему слуху присущи
весьма тонкие локализационные свой-
ства. Минимальный порог узнавания
углового смещения звукового образа
тренированными наблюдателями со-
ставляет примерно 1°. Известны два
фактора, влияющие на эти возможно-
сти: разность уровней звукового дав-
ления у лввого и правого уха и разность
времен прихода звука к левому и пра-
вому уху. Обе причины аддитивно, т.е.
суммируясь, влияют на формирование
ощущения местоположения и переме-
щения звукового образа.
Перепады уровней сказываются во
всем диапазоне звуковых частот. Для
минимального порога узнавания угло-
вой координаты звукового образа дос-
таточен временной сдвиг
6...12
мкс.
Такая чувствительность к бинауральной
задержке является уникальной особен-
ностью мозга человека. Наибольшая
задержка (примерно 0,7 мкс) получает-
ся е случае, когда звуковая волна дви-
жется по линии, соединяющей оба уха.
Итак, слушание двумя ушами, т.е.
бинауральный эффект, не единственная
причина способности определять на-
правление на источник звука. Известно,
что люди, у которых полностью поражен
слуховой аппарат одного уха, сохраня-
ют в некоторой степени способность раз-
личать направление прихода звука.
Опыт показывает, что несколько пар
людей могут разговаривать между со-
бой, находясь рядом, т.е. в условиях, ког-
да отношение сигнал/помеха близко к
единице. Когда определится собеседник,
каждый из пары разговаривающих вы-
деляет из общего звучания интересую-
щий его голос и понимает говорящего,
даже если он обращен лицом в сторону
от слушающего. При этом понятность
речи заметно уменьшается, если слуша-
38 |------------------------------
тель прикроет ладонью одно ухо. Оче-
видно, существует способность “отстра-
иваться” от помех, основанная на бина-
уральном слухе, причем она проявляет-
ся даже в том случае, когда спектры сиг-
нала и помехи лежат е одной области
частот, а отношение сигнал/помеха
близко к единице. Объяснить зто явле-
ние исходя из частотной модели слуха
невозможно. Между тем понять его не-
обходимо, чтобы объяснить лучшую раз-
личимость составляющих сигнала е сте-
реофонических системах по сравнению
с монофоническими.
Несоответствие распределения зву-
ков е радиопередаче натуральному обед-
няет звучание. Не спасет положения
здесь ни использование нескольких син-
хронно звучащих громкоговорителей,
разнесенных друг относительно друга,
ни применение так называемой псевдо-
стереофонии, при которой звуковая про-
грамма разделяется на несколько кана-
лов воспроизведения по какому-либо ис-
кусственному признаку, чаще всего ча-
стному. Можно добиться, что бас будет
говорить или петь по одному каналу, на-
пример, правому, тенор - по другому,
левому. При этом мы всегда будем слы-
шать бас справа, а тенор - слева неза-
висимо от того, е каком месте сцены они
находятся в данный момент.
Другим, не менее существенным,
недостатком монофонического воспро-
изведения является потеря “прозрачно-
сти” звучания. В жизни мы без труда
можем выделить и понять речь любого
из нескольких одновременно говоря-
щих людей. Но нам не удается это сде-
лать, если речь всех ораторов будет од-
новременно воспроизводиться одним
общим громкоговорителем.
Иными словами под
прозрачностью
(ясностью, четкостью) звучания понима-
ют возможность ясно различить партию
того или иного инструмента, голоса со-
листа в общем звучании ансамбля. Что-
бы лучше представить себе это понятие,
достаточно вспомнить, как ясно разли-
чаются голоса солистов е оперных дуэ-
тах, трио, квартетах при непосредствен-
ном слушании и как невыразительно,
слитно, неразличимо звучат эти же ан-
самбли при монофоническом воспроиз-
ведении. Стереофония возвращает этим
звучанием первоначальную ясность.
Прозрачность звучания, благодаря бина-
уральным свойствам слуха, проявляет-
ся даже е случаях, когда формируемые
звуковые образы близки по тембру, рит-
мическому рисунку, динамике звучания.
Значение этих составляющих оцени-
вается по-разному и различными^уп-
пами слушателей. Квалифицированные
слушатели, например звукорежиссеры,
музыканты, при оценке стереофоничес-
кого звучания большее внимание уделя-
ют пространственным впечатлениям,
акустической обстановке, “объемности”
звучания, правильности передачи и бо-
гатству тембров инструментов и голосов,
балансу громкостей отдельных групп ан-
самбля, т.е. эстетической оценке звуча-
ния. Рядовые слушатели, в первую оче-
редь, обращают внимание на локализа-
ционные ощущения, на широту звуковой
картины и гораздо меньше - на прозрач-
ность и чистоту звучания.
Перечисленные выше комплекс ощу-
щений свойственный стереофонии, яв-
ляется результатом воздействия на слу-
шателя всего двух сигналов. Эти сигна-
лы представляют собой совокупность
большого числа пар сигналов, формиру-
ющихся в стереофонических микрофо-
нах или формируемых искусственным
путем в пульте звукорежиссера при зву-
чании отдельных музыкальных инстру-
ментов или голосов исполнителей.
Устранить недостатки монофони-
ческого воспроизведения можно было
бы, используя идеальную систему сте-
реофонической звукопередачи, при
которой каждому источнику звука на
сцене соответствовал бы свой канал
передачи и свое звуковоспроизводя-
щее устройство, расположенное соот-
ветствующим образом относительно
других источников звука.
Другой системой идеальной сте-
реофонической передачи могла бы
быть такая, при которой в плоскости
перед сценой размещается бесконеч-
ное число микрофонов, каждый из ко-
торых соединяется своим каналом свя-
зи с одним из громкоговорителе^раэ-
мещенных в том же порядке в помеще-
нии, куда передается звук.
Очевидно, ввиду своей технической
сложности идеальные системы стерео-
фонической звукопередачи не могут най-
ти практического применения. Уменьше-
ние числа каналов связи снижает точ-
ность передачи натуральной простран-
ственной звуковой перспективы, однако,
это снижение оказывается не очень зна-
чительным даже при числе каналов, рав-
ном двум. Вместе с тем техническое ре-
шение задачи при малом числе каналов
весьма упрощается. Именно этим и
| Радиолюбитель - Ю /2004
предыдущая страница 37 Радиолюбитель 2004-10 читать онлайн следующая страница 39 Радиолюбитель 2004-10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст