i
Р А Д И О Л Ю Б И Т Е Л Ь - Н А Ч И Н А Ю Щ И М
1
объясняется столь широкое распростра-
нение двухканальной стереофонии.
При формировании стереофоничес-
ких сигналов приходится учитывать спе-
цифическое условие, называемое со-
вместимостью с монофонией. Это - воз-
можность воспроизведения стереофони-
ческих сигналов монофоническими уст-
ройствами с достаточно удовлетвори-
тельным качеством. Различают художе-
стмыную (эстетическую) и техническую
совести мости. Под художественной со-
вместимостью понимают возможность
слушать стереофоническую передачу с
помощью монофонических устройств с
достаточно удовлетворительным звуча-
нием - без заметного нарушения балан-
са громкостей оркестровых групп и за-
метных изменений тембра.
Художественной совместимости до-
стигают особыми приемами звукорежис-
серской работы. Техническая совмести-
мость сводится к такому расположению
микрофонов и такому сложению элект-
рических сигналов от них, при которых
вероятность появления противофазных
сигналов от источников, звуки которых
воспринимаются двумя или нескольки-
ми микрофонами, была бы мала, и к осо-
бому построению трактов вторичного
распределения, чтобы монофонические
приемные устройства воспринимали бы
сумму электрических сигналов левого и
правого каналов. Чаще всего техничес-
кую совместимость обеспечивают сум-
марно-разностным преобразованием ис-
ходных сигналов Л и П. Монофоничес-
Р и с . 1 .
Зоны стереоэффекта в
жилой комнвте: 1 - область полного
стереоэффекта; 2 - область частич-
ного стереоэффекта; А
-
наивыгод-
нейшее положение слушателя в вер-
шине равностороннего треугольника
со стороной I
кие приемные устройства получают сум-
марный сигнал, а стереофонические -
сумму и разность, преобразуемую затем
в сигналы Л и П. Требование совмести-
мости усложняет процесс формирования
сигналов и систему стереофонического
вещания, но оно необходимо для удов-
летворения интересов владельцев моно-
фонических устройств.
Итак, в основе восприятия всех ощу-
щений, отличающих стереофонию от
монофонии, лежат закономерности про-
странственного слуха и, прежде всего,
явления локализации кажущихся источ-
ников звука и демаскировки простран-
ственно разнесенных образов. Стерео-
фония предпочитается слушателями пе-
ред монофонией лишь тогда, когда су-
ществует пространственная звуковая
картина, в которой ощущается, по край-
ней мере, несколько составных частей,
несколько кажущихся источников зву-
ка. Если число источников сводится к
одному, стереофония теряет преимуще-
ство перед монофонией.
Для того чтобы стереоэффект был
наилучшим, слушатель должен нахо-
диться на достаточном расстоянии от
громкоговорителей, в так называемой
“зоне оптимального стереоэффекта”,
показанной на рис.
1
(заштрихованная
площадь). При использовании обычных
громкоговорителей зона оптимально-
го стереоэффекта в жилой комнате со-
средоточена, как правило, на неболь-
шом расстоянии от оси акустической
системы (область
2
), хотя и зависит е
значительной степени от положения
звуковых агрегатов. Применение спе-
циальных звуковых агрегатов с опре-
деленными характеристиками направ-
ленности позволяет расширить зону
оптимального стереоэффекта практи-
чески на все помещение, в котором
расположен стереоприемник.
Простейшим способом передачи по
радио стереосигналов является исполь-
зование двух самостоятельных передат-
чиков. Сигнал ил модулирует несущую
частоту одного передатчика, сигнал ип
- другого. У радиослушателя имеется
два приемника. На выходе одного из них,
установленного слева, он слышит сигнал
ил, а на выходе другого, установленно-
го справа, - сигнал ип. С экономичес-
кой точки зрения такой способ стерео-
фонической радиопередачи, очевидно,
не выгоден, так как требует удвоения зат-
рат. Да и число самостоятельных кана-
лов в эфире при этом сокращается
вдвое. Не является наи лучшим этот спо-
соб и с технической точки зрения: при
использовании для стереопередачи двух
различных, хотя бы и близких друг к дру-
гу, диапазонов радиоволн, условия про-
хождения в атмосфере для сигналов в
каналах/! и П могут быть неодинаковы-
ми. При этом выходные сигналы левого
и правого стереоканалов будут разли-
чаться между собой по громкости, по
уровню атмосферных и промышленных
помех и т.п. Не удовлетворяет такой спо-
соб требованию совместимости. Это зна-
чит, что радиослушатель, имеющий один
радиоприемник, сможет принять только
один из двух сигналов. Если на сцене
находятся двое собеседников, причем
один из них, например, сидящий слева,
задает вопросы, а другой, сидящий спра-
ва, отвечает на них, то радиослушатель
сможет услышать либо только вопросы,
либо только ответы.
Требование к качеству программ зву-
кового вещания постоянно растут. Это
обусловлено диалектическим взаимо-
действием двух процессов. С одной сто-
роны, звуковое вещание эстетически, ху-
дожественно развивает и воспитывает
слушателей, проводящих свободное вре-
мя у радиоприемников и воспроизводя-
щих устройств звукозаписи; с другой -
радиослушателей, чей художественный
вкус развивается под воздействием со-
держания программ звукового вещания.
. Исходя из этих соображений, уче-
ные и конструкторы, разработчики сте-
|
реофонической аппаратуры, с самого
I
начала ставили перед собой задачу со-
I
здать способ передачи обоих стерео-
j
сигналов через один общий радиопе-
]
редатчик, используя одну несущую ча-
J
стоту. Было предложено более тридца-
ти таких способов. Однако всеобщее
признание и наибольшее распростра-
нение получили две системы стерео-
фонического вещания, равноценные по
!
качеству и рекомендованные Междуна-
i
родным консультативным комитетом по
j
радио (МККР) для использования в
'
международном масштабе.
1
. Система с полярной модуляцией
j
(система ЧМ-АМ), разработанная Л. М.
j
Кононовичем, с амплитудной модуляци-
j
ей поднесущей частоты 31,25 кГц оте-
j
чественного стандарта вещательноготе-
!
левидения.
I
2. Американская система с пилот-то-
|
ном, разработанная инженерами фирмы
|
Zenit-General Electrik, с амплитудной мо-
!
дуляцией поднесущей частоты 38 кГц
при частоте пилот-тона 19 кГц.
Принципиально стереофоническое
вещание можно организовать в любом
диапазоне радиоволн или в любой мно-
гопрограммной системе проводного
вещания. Чаще всего используется ра-
диовещание в диапазоне метровых
волн. Ввиду большой ширины частот-
ных каналов и применения частотной
модуляции реализуются высокие пара-
метры качества. Сети радиовещания в
диапазоне МВ сложились давно и ши-
роко развиты. Их пвревод на стерео-
фоническое вещание производится
сравнительно просто, без больших ма-
териальных и денежных затрат.
| 39
Радиолюбитель - 10/2004 |
предыдущая страница 38 Радиолюбитель 2004-10 читать онлайн следующая страница 40 Радиолюбитель 2004-10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст