I
*
!
Однако вернемся к световым
!
характеристикам приемных и пере-
I
дающих трубок. Для компенсации
I
нелинейности световой характери-
'
стики каждый из сигналов переда-
.
;
ющих трубок (Е„, Еа,-Ев) вначале
проходи! чорез так называемые
I
гам ма-корректоры , амплитудная
|
характеристика которых описыва-
|
стся уравнением 1)яых --- 1)1/ пх.
Показатель степени
у
(гамма)
м ожет быть ка к меньш е, та к и
больше единицы и носит название
коэф ф ициента контрастности. У
передающих трубок
у, ка к правило,
меньше единицы (у =~
- 0,5), а для
цветных кинескопов - больше еди-
ницы
(у -= 2,8).
Таким образом, гамма коррек-
ция сводится к извлечению корня
соответствующей степени из-сигна-
лов основных цветов Е„, Е0 и Ев, по-
даваемых на вход гамма корректо-
|
ра. При у
1 контрастности объек-
та и изображения равны. Сигналы,
прошедшие через гам м а-коррек-
тор, принято обозначать штрихами:
Е'
Е‘
Е'
~ Е 1
'
Е'
Е 1"
Следует отметить, что при пе-
редаче неокрашенного изображе-
ния (белое, серое, черное)эти сиг-
налы оказываются одинаковыми,
1 о. Р „
Е’в.
С учетом гамма-коррекции яр-
костный и цветоразностные сигна-
лы будут выражены формулами:
Е'у -- О,ЗОЕ',, -г 0,59Е'о г 0,11 Е'„;
Е'
Е' - Е’ ■
‘- 1 И
Н
‘- V
Ё 'о
у " Е 'с; “ Е 'у:
!
.
Е'
Е'
Е-
!
*“ В У
*“ В
V
|
Для чего же нужны цветоразно-
стные сигналы? Цветоразностные
сигналы передаются для того, что-
бы обеспечить принцип постоянной
яркости, основанной на том, что
распределение яркости изображе-
ния определяется то л ько ярко
стным (черно-белым) сигналом и
не изменяется при добавлении
СИГ-
нала цветности. Это необходимо
для обеспечения требования со-
вместимости систем цветного и
черно белого телевидения.
В обычных п е р е д а чу цветного
телевидения больш ой удельный
вес имеют изображения с много-
_______________ ______—_
ВИДЕОТЕХНИКА
I
I
численными черно-белыми участ-
ками. Кроме того, больш инство
участков этих изображений имеют
слабую насыщенность> т.е. преоб-
ладают розовые; светло-голубые,
слабо-зелёйые и тому подобные
"тона. Детаяи с дысокой насыщен- ",
ностью встречаются относительно
редко.7
Яркостный сигнал Е 'у необхрО >
.
дим для работы приемников черно- '•
белого телевидения. Неравнознач-
. ность числовых коэффициентов а
указанном выше уравнении учиты-
вает особенности спектральной
чувствительности зрения челове-
. ка. Хотя изображение в черно-бе-
лом телевизоре и не будет цвет-
ным, для большей естественности
яркость зеленых участков изобра-
жения должна быть наибольшей, а
яркость сйних - наименьщей. Из
этого соотношения можно опреде-
лить значение каждой составляю-
щей цветодёлеиного сигнала в яр-
костном сигнале:
Е'й
1/30 - (Е'у - 0,59Е'о -0,11 Е'в);
Е'а
= 1/59 ■
(Е'у- 0,30Е'|( - 0,11 Е'в);
Е',, - 1/0,11 • (Е'у-0,ЗОЕ’й-0,59Е'е)'. ’
Из приведенных соотнош ений
следует очень важный ддя практи-
ки цветнопэ телевидение вывод:
при наличии яркостного сигнала Е'у
нет необходимости в передаче трех
цветоделенных сигналов Е'я,
Е'а
и
Е'в.*
Д остаточно передать два из
них, а третий можно получить не-
посредственно в приемнике путем
вычитания переданных двух из яр-
. костного/дигнала^ -
' Из--Тфёх соётавлЯющихИ, 6 и В
наибольшую интенсивность (59%) ’
и широкукьполосу имее] зеленый
сигнал Ц. В этом смысле юн очень
близок к яркостному сйгйалу
V.
Иными словами, если на Черно-бе-
лый телевизор подать сйгнал Е'0/то -
изображение на его экране будет-
довольно близко к изображению,"
получаемого от яркостного сигна-
ла Еу. Сигналы Ен и Ев требую т
значительно меньшей полосы час-
тот, чем сигнал Еа, имеют меньшую
интенсивность (соответственно
:-39% и
Поэтому е целью улуч-
шения совместимости выгодно не
передавать самый интенсивный и
ш ирокополосный сигнал из трех
цветоделенных сигналов. Во всех
систем ах цветного телевидения
при передаче формируют только
• цветоразностные^сигналы красно- *
го и синегб цвртов» а "зеленый вое
стана вливается в самомтелевизо
'ре на,основании уравнения:
~
-;.1,7Е<у’ - 0.51 Е'„
0.19.Е'(/
На
рис.
5 показана структурная
Схема совместимой оистемы Уует: '
ного телевидения. Световой^Сток
•Е о т передаваемой сцены ПС че-
рез объектив О направляется в
цветодёдительную систему. Далее
цветоделенные потоки И,,, Ес, И,,
попадают на мишени передающих
трубок Я, Э, В, с которых снимают
напряжения цветоделенных сигна
лов. После прохождения гамма-
. коррекции, необходимой для ком
пенсации нелинейной зависимости
яркости свечения экрана кинеско-
. па от управляющего напряжения,
электрические сигналы цвотоде
ленных изображений поступают на .
пересчетную матрицу.
Матрицей
в цветном телевиде-
нии называется электрическая поре-
счетная схема, выполняющая Мате-
матические операции сложения или
вычитанйя электрических напряже
ний. Строго говоря, вычитани^-воз-
можно только в активной матрице,
которая в своем составе имеет фа
зопереворачивающий -каскад. Пас-
сивная матрица может обеспечить
только операцию сложения.
На.
рис. 6
показана структурная
схема матрйцы цветоразностных
.сигналов на передающей сго'роне.
В передающей матрице из сигна
лов Е'(), Е'0 и Е'в образуются цвото
разностные сигналы Е'„ у и Е'в у и
яркостный сигнал Е'у: Далее в ко-
дере
(рис/: 5)
создается полный
-цветовой .телевизионный сигцйл,.
содержащий также им пульсы ^йн , •
хронизации яриемников.
ПройД'я
через канал
связи
(эфир, кабель)" полный цветовой
сигнал Еп поступает на декодер' а
котором выделяются сигналы ярко-
сти Е'у И два цветоразностных с и г-
нала Е '„ у и Е'й у.
40 |
’ .
Т
а
~
.і 1
;ї?
|
т д и и іію и и іе п ь - II
\/,
/ЧЛУ'і
предыдущая страница 39 Радиолюбитель 2004-11-12 читать онлайн следующая страница 41 Радиолюбитель 2004-11-12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст