і
АУДИОТЕХНИКА
\
подстроечного резистора И7 ,
'вывод
резистора
РС7,
подведенный к аноду
диода V I, через этот диод и выход 1
дешифратора оказывается соединен-
ным с массой), и динамик звучит на
тоне первой ноты исполняемой мело-
дии. По мерс следования импульсов
такта логический нуль перемещается
далее по выходам 2-13 дешифрато-
ра, поочередно включая во времяза-
дающую цепь тонального генерато-
ра подстроечные резисторы П8.
..П14,
и из динамика звучат все новые и но-
вые тоны в соответствии с сопротив-
лениями этих резисторов и последо-
вательностью нот в мелодии. После
исполнения звонком заданной мело-
дии логический нуль достигает выхо-
да 13 (вывод 15) дешифратора. Реле
К1 обесточивается, ег з контакты К1.1
размыкаются, и звонок выключает
ся. Одновременно логический нуль
на выходе 13 дешифратора преры-
вает генерацию тактового и тональ-
ного генераторов. Это исключает по-
явление лишних тактовых импуль-
сов и возможное повторное включе-
ние звонка из-за остаточных напря-
жений на конденсаторах фильтра
блока питания.
Особенности конструкции
Мелодичный звонок может быть собран
в корпусе абонентского громкоговори-
теля в котором уже есть динамик и
регулятор громкости
Микоосхемы К155 допустимо заме-
нить на аналогичные серии К133. Вме-
сто транзисторов КТ315Б. можно ис-
пользовать другие транзисторы этой
серии; вместо КТ608Б - транзистор
КТ608А, КТ603; вместо КТ807Б -
КТ807А, КТ801 с любой буквой; вме-
сто выпрямительного моста КЦ4058
- выпрямительные диоды, соединен-
ные по схеме моста и рассчитанные
на ток не менее 60 мА и обратное
напряжение не ниже 50 В. Конденса-
тор С6 - КМ5 или КМ6.
Реле К1 - РЭС 49 или другое, рас-
считанное на ток срабатывания не бо-
лее 50 мА при напряжении 12 В и до-
пускающее коммутацию переменного
напряжения 220 В. Требование к реле
по коммутации переменного напряже-
ния можно значительно снизить, если
его контактами не непосредственно
блокировать кнопку Б2 (см. рис. 2) в мо-
мент ее нажатия, а управлять работой
симистора, подключенного параллель-
но кнопке.
Кнопки Б1, Б2 - с самовозвратом.
Силовой трансформатор Т 1 - любой
понижающий мощностью не менее
10 Вт и напряжением на вторичной об-
мотке порядка 10 В. В качестве сило-
вого может быть использован, напри-
мер, трансформатор кадровой развер-
тки ТВК-70Л2 от старого телевизора.
Подстроечные резисторы И 7 .
..т4
желательно применить многооборот-
ные (для более точной настройки и
уменьшения вероятности самопроиз-
вольной расстройки тонального генера-
тора) типов СПБ 2, СП5-3, СП5-15. Под-
строечные резисторы можно взять с
одинаковыми сопротивлениями (на-
пример, 1
...2
кОм), а в тех цепях, в ко-
торых для настройки на нужную ноту
полного сопротивления подстроечно-
го резистора не хватит, включить пос-
ледовательно с подстроечным посто-
янный резистор с подходящим сопро-
тивлением. Включение добавочного
постоянного сопротивпеиия последо-
вательно с сопротивлением подстро-
ечного увеличит точность настройки
(это равноценно растягиванию диапа-
зонов в радиоприемнике). При этом
желательно так выбрать сопротивле-
ния подстроечных и добавочных рези-
сторов, чтобы на частотах тонов нуж-
ных нот ползунки подстроечных рези-
сторов находились примерно в сред-
нем положении.
Особо следует остановиться на
подключениях подстроечных резисто-
ров к дешифратору. Дело в том, что
продолжительность звучания тонов от-
дельных нот в музыкальном произве-
дении различна. В музыкальной фра-
зе “Подмосковные вечера” продолжи-
тельность звучания тонов нот, соответ-
ствующих слогам песни “ков", “ве”, “че”,
“ра”, в два раза больше, чем всех ос-
тальных (таблица 2).
Минимальная продолжительность
звучания ноты равна периоду следова-
ния тактовых импульсов. Поэтому, что-
бы получить в два раза большую про-
должительность, подстроечные резис-
торы ИЭ, П12.
..П14 подключены сразу
к двум выходам дешифратора. Это сде-
лано с целью уменьшения количества
прдстроечных резисторов, необходи-
мых для изготовления звонка. Было бы
лучше иметь подстроечные резисторы
на всех нотных выходах дешифратора,
и вот почему.
Во время действия логического нуля
на каком-то из выходов дешифратора
этот выход, а значит, и времязадающая
цепь, оказываются соединенными с
массой не накоротко, а через какое-то
небольшое сопротивление выхода. Но
сопротивления выходов дешифратора
не абсолютно одинаковы (имеют раз-
брос). Поэтому при переходе логичес-
кого нуля с выходов 3 на 4,7 - на 9,9 -
на 10,11 - на 12 происходит некоторое
изменение тона (ухоочень чувствигель
но к малейшим изменениям частоты
звука). Это незначительное изменение
тона не нарушает мелодию и для сиг-
нализатора вполне допустимо, но если
поставить регулировки на все нотные
выходы дешифрат ора, то это позволит
очень точно настроить звучания про-
должительных нот.
Таблица 2
Слог песни
Нота
Длительность ноты
Выход дешифратора
Частота генератора тона, Гц
Пад
СОЛЬ
1/4
1
1567,68
м ае
фа
1/4
2
1396,80
кав
МИ
1/2
3,4
1318,40
ны
ре
1/4
5
1174,40
е
Да
1/4
6
1046,40
ве
МИ
1/2
7 ,8
1318,40
че
ре
1/2
9,10
1174,40*
ра
ля
1/2
11,12
1760 (можно 880)
| Радиолюбитель - 0 2 /2 0 0 5
предыдущая страница 17 Радиолюбитель 2005-02 читать онлайн следующая страница 19 Радиолюбитель 2005-02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст