\
АУДИОТЕХНИКА
I
Мы выбрали для звонка возможно
более короткую музыкальную фразу.
Если же возникнет необходимость, что-
бы звонок исполнял мелодию на 2.
..3
ноты продолжительнее, то для этого
можно использовать выходы дешифра-
тора 14,15 и даже 13, отключив от пос-
леднего вывод ограничительного рези-
стора (325 и соединив этот вывод с вы-
ходом 0 дешифратора (при этом и вы-
вод 1 элемента 04.1 нужно соединить
с выходом 0 дешифратора через рези-
стор развязки 1.
..2 кОм).
Может случиться, что для обогаще-
ния звука звуковыми оттенками требу-
ется увеличить число гармоник в зву-
ке. Тогда последовательно со счетчи-
ком 05 нужно включить еще один та-
кой же счетчик, соответственно повы-
сив частоту генератора тона и увели-
чив число входов смесителя К сожа-
лению, такой способ позволяет полу-
чить не все четные гармоники, а толь-
ко гармоники с частотами, соответству-
ющими тонам музыкальной шкалы (на-
пример, в описываемой схеме выпала
6-я гармоника и другие четные в про-
межутке с 8-й по 16-ю). Но обычно
четырех гармоник (ближайших к 1 -й)
вполне достаточно для придания зву-
ку своеобразного тембра.
Читатели, наверное, уже заметили,
что гармоники, использующиеся в звон-
ке для получения органного тембра, не
являются гармоническими колебания-
ми, а представляют собой периодичес-
кие последовательности типа меанд-
ров, которые уже сами по себе содер-
жат бесконечный спектр гармоник нуж-
ных и ненужных. Однако колебания в
форме меандра очень близки к сину-
соиде. Основная энергия такой формы
сигнала содержится в 1-й гармонике.
Кроме того фронты и срезы импуль-
сов меандров формируются высокоча-
стотными составляющими, которые
зарезаются" емкостью монтажа и дру-
гими паразитными емкостями и, осо-
бенно, высокочастотной границей зву-
ковой полосы динамика, что уменьша-
ет крутизну фронтов и срезов и еще
более приближает форму колебаний к
синусоидальной (для уменьшения кру
тизны фронтов и срезов можно приме-
нить и дополнительные ИС-фильтры).
Из этих соображений, чтобы получить
тембр звучания более близкий к орган-
ному, динамик для звонка следует выб-
рать по возможности низкочастотный.
Автор стремился к максимальному
упрощению схемы. В рассматриваемом
простейшем устройстве нет возможно-
сти сдвигать фазы гармоник друг отно-
сительно друга, чтобы регулировать
тембр не только по соотношению амп-
литуд, но и по соотношению фаз. Сме-
ситель и УМЗЧ нельзя считать совер-
шенными. Радиолюбители могут, осно-
вываясь на описанном принципе полу-
чения органного звучания, применить
свои конструкции смесителя и УМЗЧ.
Главное предусмотреть регулировки
усиления гармоник. В качестве УМЗЧ,
например, подойдет микросхема
К174УН4А. Напряжение +9 В для пита-
ния микросхемы можно получить из
напряжения +14 В вырабатываемого
блоком питания, подав его на парамет-
рический стабилизатор напряжения с
соответствующим стабилитроном. По
изложенному принципу можно придать
органный тембр звучания и многим
другим сигнализаторам (например,
описанным в [5], [6] или [7]).
Налаживание
Отключить блок питания от звонка.
Отрегулировать на его выходе напря-
жение +5 В подбором сопротивления
резистора Я29, замкнув на время регу-
лировки контакты кнопки Б2 перемыч-
кой. Подключить блок питания к звон-
ку, а к выходу элемента 04.4 (вывод 11)
- цифровой частотомер. Установить ре-
зистор ИЗ в положение наименьшей
частоты тактовых импульсов. Нажать
кнопку Э1 и, удерживая ее в нажатом
состоянии, включить звонок кнопкой
Б2. Резисторами Р7.
.Я14 установить
по частотомеру частоты всех тонов ге-
нератора тона согласно таблице 2, по-
очередно переводя логический нуль по
нотным выходам дешифратора крат-
ковременным отпусканием кнопки Э1
(можно подключить частотомер к вы-
ходу 2 делителя 05 и настраивать то-
нальный генератор по таблице 1). Зво-
нок можно настроить и с помощью ос-
циллографа и звукового генератора по
фигурам Лиссажу, в унисон с каким-
либо музыкальным инструментом или
на слух, используя любую подходящую
гармонику.
Настроив тональный генератор,
следует подобрать тембр звучания
звонка. Это делается подбором сопро-
тивлений резисторов П20 Я24. Эти
сопротивления создают отрицательную
обратную связь. Их величиной можно
регулировать коэффициент усиления
по каждому входу смесителя, а, значит,
амплитуды смешиваемых гармоник и
их долю участия в синтезированном
звуке. Увеличивать амплитуды гармо-
ник можно не только уменьшением со-
противления соответствующего подбо-
рочного резистора, но и включением
параллельно ему подходящего конден-
сатора (например, на рис. 1 конденса-
тора С4). В разложении в ряд Фурье
звуков музыкальных инструментов
наибольшую амплитуду имеет 1 -я гар-
моника. Мы же занимаемся не разло-
жением, а синтезом звука. Поэтому у
нас появляется возможность (в отли-
чие от формантного метода) произ-
вольно варьировать амплитудами гар-
моник и окрашивать звук по своему ус-
мотрению.
У автора в результате наладки звон-
ка сопротивления резисторов Н20.
.Я24
получились такими, какие указаны на
рис. 1. Однако нужно иметь в виду, что
в каждом индивидуальном случае (в за-
висимости от частотной характеристи-
ки динамика, акустических свойств кор-
пуса звонка, музыкального вкуса на-
ладчика и других причин) они могут
значительно отличаться.
Далее остается только установить
резистором ИЗтемп мелодии, и звонок
можно использовать по назначению.
Литература
1 А.Мерзляков, Л.Фомин, С.Корж
Цифровой синтез музыкальной шкалы.
“В помощь радиодюбителю”, вып.86. -
М: ДОСААФ СССР, 1984.
2. А Шуб. Темброобразующие уст-
ройства для электрогитары, использу-
ющие нелинейные искажения ‘‘В по-
мощь радиолюбителю”, вып.68. - М:
ДОСААФ СССР, 1980
3. Г.Соколов, НСорокин. Электрон-
ный музыкальный звонок. “В помощь
радиолюбителю”, вып.80. М: ДОСААФ
СССР, 1983.
4. М .Суханов, С.Рогачев. Производ-
ство, реставрация и ремонт фортепья
но. - М “Лесная промышленность”,
1977.
5. Н.А. Дробница. Электоронные ус-
тройства для радиолюбителей. - М: “Ра-
дио и связь”, 1986
6. Н.Котов. Электромузыкальное
устройство. “В помощь радиолюбите-
лю", вып.87. - М: ДОСААФ СССР, 1984.
7. В.Череватенко, А.Череватенко.
Программируемый музыкальный зво-
нок-автомат. “В помощь радиолюбите-
лю”, вып. 103. - М: ДОСААФ СССР, 1989.
Родиолюбитель -
0 2 / 2 0 0 5
I л
предыдущая страница 18 Радиолюбитель 2005-02 читать онлайн следующая страница 20 Радиолюбитель 2005-02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст