I
ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ
I
Не отстает от Toshiba и другая японская компания
Fujitsu. В 2004-м году она тоже представила элемент,
работающий на 30% водном растворе метанола. Этот
топливный элемент работал на одной заправке в 300
миллилитров в течение 10 часов и при этом выдавал
мощность 15 Вт. Casio разрабатывает весьма интерес-
ный топливный элемент, в котором метанол сперва пе-
рерабатывается в смесь газообразных Н2 и С 0 2 в ми-
ниатюрном топливном преобразователе, а затем уже
подается в топливный элемент. Во время демонстра-
ции прототип Casio обеспечивал энергией ноутбук
Cassiopeia FIVA в течение 20 часов. Более того, Casio
сообщила, что планирует коммерциализировать эту
разработку. Компания Samsung также отметилась на
ниве топливных элементов - в 2004-м году она демон-
стрировала свой прототип мощностью 12 Вт, предназ-
наченный для питания ноутбука. Вообще же, Samsung
планирует применять топливные элементы, в первую
очередь, в смартфонах четвертого поколения.
Надо сказать, что японские производители вооб-
ще очень обстоятельно подошли в разработке топлив-
ных элементов. Еще в 2003-м году такие компании,
как Canon, Casio, Fujitsu, Hitachi, Sanyo, Sharp, Sony и
Toshiba объединили усилия с тем, чтобы разработать
единый стандарт топливных элементов для ноутбуков,
мобильных телефонов, КПК и других электронных ус-
тройств- Так что коммерческие решения от них можно
ожидать со дня на день. Американские же компании,
которых тоже немало на этом рынке, в большинстве
своем работают по контрактам с военными и разра-
батывают топливные элементы для электрификации
американских солдат.
Однако обогнали всех немцы - компания Smart Fuel
Cell уже начала продавать топливные элементы для
питания мобильного офиса. Устройство называется
Smart Fuel Cell С25, имеет габариты 150x112x65 мм и
может выдавать до 140 ватт-часов на одной заправ-
ке. Этого хватает для питания ноутбука примерно в
течение 7 часов. Затем картридж придется заменить
и можно работать дальше Размер картриджа с мета-
Ноутоук и топливный элемент Casio
Топливный элемент Casio
нолом 99x63x27 мм, а весит он 150 г. Сама система
весит 1,1 кг, так что совсем уж портативной ее не на-
зовешь, но все же это вполне законченное и удобное
устройство. Также компания разрабатывает топлив-
ный модуль для питания профессиональных видеока-
мер и совместно с немецким же производителем элек-
троники Medion собирается выпустить ноутбук на топ-
ливных элементах.
В общем, топливные элементы уже практически
вышли на рынок мобильной электроники. Производи-
тели решают последние технические проблемы перед
тем, как начать массовый выпуск. Какие?
Во-первых, конечно, миниатюризация. Ведь чем
меньше топливный элемент, тем меньшую мощность
он сможет выдавать - так что постоянно разрабаты-
ваются новые катализаторы и электроды, позволяю-
щие при сравнимых размерах максимально увеличить
рабочую поверхность. Тут как раз очень кстати прихо-
дятся последние разработки в области нанотехноло-
гий и наноматериалов (например, нанотрубки). Опять
же, для миниатюризации обвязки элементов (топлив-
ных и водяных насосов, систем охлаждения и преоб-
разования топлива) все шире начинают использовать-
ся достижения микроэлектромеханики.
Второй важный вопрос - цена. Ведь в качестве ка-
тализатора в большинстве топливных элементов ис-
пользуется весьма дорогая платина. Опять же, неко-
торые из производителей пытаются по максимуму ис-
пользовать уже хорош о отработанные кремниевые
технологии. Н апример, ам ериканская Neah Power
Systems (www.neahpower.com ) использует в качестве
электродов и мембраны пористый кремний. Есть и
масса других тонкостей, но они уже заслуживают от-
дельной специализированной статьи.
Что касается других областей применения, то топлив-
ные элементы там уже достаточно прочно обосновались,
хотя пока и не стали мэйнстримом ни в энергетике, ни на
транспорте. Уже очень многие производители автомоби-
лей представили свои концепт-кары с питанием от топ-
ливных элементов. В нескольких городах мира действу-
ют автобусы на топливных элементах. Канадская Ballard
Power Systems (www.ballard.com) выпускает целый ряд
стационарных генераторов мощностью от 1 до 250 кВт.
Кстати, киловаттные генераторы рассчитаны на то, что-
бы сразу снабжать одну квартиру электричеством, теп-
лом и горячей водой. Так что топливные элементы стре-
мительно наступают - следите за новостями.
Компьютерные Вести
---------------------------------------------------------------------------------------------------------1 29
Радиолюбитель - 0 2 /2 0 0 5 |
предыдущая страница 30 Радиолюбитель 2005-02 читать онлайн следующая страница 32 Радиолюбитель 2005-02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст