1
АУДИОТЕХНИКА
l
“пронзительное” звучание майларовой
пищалки, сохранив за ней воспроиз-
ведение только высокочастотного уча-
стка диапазона.
АЧХ кроссовера по напряжению
приведена на (рис. 10).
Качество звучания оказалось не в
пример выше исходного, а кроссовер в
силу своей предельной простоты не
представлял проблем для усилителя. В
процессе проверки и отладки был ис-
пользован усилитель музыкального
центра, в окончательном варианте для
пищалок использована пара каналов
встроенного усилителя магнитолы. Вто-
рая пара каналов работает на мидбас.
В конструкции использованы отече-
ственные конденсаторы типа К73-17.
Монтаж-навесной, в разрыв проводов.
Элементы зафиксированы термоуса-
дочной трубкой. Провода и элементы
кроссовера закреплены под Торпедо
клейкой лентой. Поскольку конструкция
содержит минимум деталей, такое уп-
рощение вполне оправдано.
Улучшение звучания коаксиаль-
ных динамиков
Компонентные акустические системы
получили в “car audio” широкое распро-
странение, причем с появлением бюд-
жетных комплектов область их приме-
нения заметно расширилась. Удобство
компоновки, легкость настройки звуко-
вой сцены снискали им заслуженную
популярность. Однако в некоторых слу-
чаях удобнее использовать коаксиаль-
ные динамики. Причин может быть мно-
го: сложность косметической интегра-
ции компонентных систем или допол-
нительных пищалок, желание сохра-
нить исходный вид салона, нестандар-
тный размер и т.д. В некоторых случа-
ях заменить штатные коаксиалы дру-
гими динамиками вообще невозможно
без кардинальной переделки посадоч-
ных мест из-за специфических разме-
ров или особенностей конструкции.
Что же делать в этом случае? Поста-
раться выжать максимум из имеюще-
гося “сырья".
Чаще всего коаксиальные динами-
ки установлены в торпедо и работают
в акустическом оформлении “открытый
корпус”. Вследствие акустического ко-
роткого замыкания воспроизведение
частот ниже 200.
..300 Гц значительно
ослаблено независимо от размера
диффузора и частотной характеристи-
ки самого излучателя. Все попытки вос-
произвести хоть какое-то подобие баса
без доработки штатного места лише-
ны смысла. Поэтому будем рассматри-
вать коаксиал в торпедо исключитель-
но какСЧ-ВЧ излучатель, и исследуем,
как можно улучшить его характеристи-
ки в этой роли.
Три источника и три составные ча-
сти (не марксизма, конечно, а коакси-
ала):
- основной излучатель;
- дополнительный излучатель;
- кроссовер.
Основной излучатель массовых
конструкций снабжен диффузором из
полипропилена различных модифика-
ций, а в штатных коаксиалах он неред-
ко бумажный. С точки зрения качества
звучания последний вариант предпоч-
тительнее. Почему-понятно: плавный
переход из поршневого режима рабо-
ты в зонный, отсутствие призвуков,
малая масса, достаточно высокая вер-
хняя граница частотного диапазона
(7.
..10 кГц).
Если обратиться к статистике, то
большинство коаксиалов “торпедного”
калибра (10.
..13 см) снабжены одним
дополнительным излучателем. Чаще
всего это пищалка с текстильным или
пластиковым куполом диаметром
13.
..18 мм, иногда металлизированным.
Собственная частота резонанса таких
излучателей 1,5.
..3 кГц, это запомним
на будущее.
Кроссовер большинства коаксиа-
лов работает только с пищалкой и об-
разован единственным конденсатором
емкостью 3,3.
..4,7 мкФ, чаще всего -
электролитическим. Таким образом,
это простейший фильтр первого поряд-
ка с частотой среза 6.
..9 кГц, поэтому
подавление внеполосных сигналов не-
достаточное, возможна перегрузка пи-
щалки. Следствие-“поросячий визг” и
заметные резонансные призвуки.
С чего начать
Итак, первый и самый очевидный путь
повышения качества звучания - заме-
нить оксидный конденсатор в кроссо-
вере более приличным, а заодно и пе-
ресмотреть его номинал. Если основ-
ной излучатель бумажный, то он уве-
ренно отыгрывает диапазон средних
частот, и помощь пищалки требуется
лишь на высокочастотном участке ди-
апазона. В таком случае емкость кон-
денсатора можно снизить вплоть до
2 мкФ, это сдвинет максимальную от-
дачу в область частот выше 10 кГц. Как
отмечалось выше, электрический ре-
зонанс емкости фильтра с индуктив-
ностью звуковой катушки пищалки
формирует небольшой горб на АЧХ,
вот его мы и “задвинем” наверх, что-
бы улучшить отдачу в этом диапазоне
частот. Повышение частоты раздела
повысит и перегрузочную способность
пищалки, это позволит без риска под-
водить к динамикам более высокую
мощность.
16
[
| Радиолюбитель - 0 4 /20 0 5
предыдущая страница 15 Радиолюбитель 2005-04 читать онлайн следующая страница 17 Радиолюбитель 2005-04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст