i
В ПОМОЩЬ АВТОЛЮБИТЕЛЮ
1
.
- контроллер ЖКИ совместимый
с KS0066, HD44780;
- русифицированный;
- содержащий 1 строку и 16 сим-
волов.
Примером могут служить Seico,
Hantronic, JA-16101 фирмы JE-AN
Electronic, AC161В фирмы Ampire и т.п.
Cx4fta питания “БК”
“БК” питается от бортовой сети
автомобиля, в которой возможны
значительные броски питания и по-
мехи. Для исключения неблагопри-
ятных факторов предназначен ряд
дополнительных элементов.
Для защиты схемы от “перепо-
лю совки” служ ит диод КД248
(VD6). Данный диод может быть
заменен любым аналогичным с
прямым током не менее 300 мА,
например,
1N4001
фирмы DC
Components.
Для защиты схемы от бросков
по питанию служит специальный
автомобильный варистор R19 фир-
мы
S+M
(Siem ens
M atsushita
Components) SIOV S10K14AUTO.
Данный варистор может быть за-
менен стабилитроном (катод на
“+АКБ”, анод на “-АКБ”) с напряже-
нием стабилизации 15.
..20 В типа
КС515, КС518.
Для защиты низковольтной ча-
сти схемы от перегорания в резуль-
тате “пробоя” стабилизатора (DA2)
(такие случаи были отмечены экс-
плуатацией) служит защ итный
диод
VD7
Р6КЕ6.8А
фирмы
Motorola. Данный защитный диод
может быть заменен на схожие по
характеристикам 1.5КЕ6.8, SA5.0A
фирмы Motorola или стабилитрон с
напряжением пробоя 5,6.
..6,8 В
(например, КС456).
Для защиты цепей автомобиля,
с kotc^
ix берется напряжение пи-
тания для “БК” от короткого замы-
кания в “БК”, служит самовосста-
навливающийся предохранитель
FP1 MF-R025 фирмы BOURNS с то-
ком пропускания 250 мА.
Интегральный стабилизатор на-
пряжения DA2 желательно устано-
вить на теплоотвод, в простейшем
случае роль которого может испол-
нить металлическая пластинка.
Схема генерации звука
Для подтверждения нажатия
кнопок и смены режима служит
схема генерации звука (DD1.2, VT4
и BQ2). Основным элементом схе-
мы является пьезоэлектрический
излучатель звука НРМ14АХ фирмы
JL-World. Его особенностью явля-
ется встроенный генератор на ча-
стоту 3500.
..4000 Гц, поэтому для
генерации звука на него достаточ-
но подать напряжение питания (12
В). Подача напряжения питания на
излучатель осуществляется через
транзистор VT4. Данный излуча-
тель
может быть
заменен
на
SMA13, SMA17, НРМ14А, НРМ24А,
НРМ24АХ и аналогичные с напря-
жением питания не менее 12 В.
Схема сопряжения с датчика-
ми скорости и расхода топлива
Преобразование уровней сигна-
лов от датчиков скорости и расхо-
да топлива в ТТЛ уровни осуществ-
ляет схема сопряжения, выполнен-
ная на транзисторах VT7 (датчик
расхода топлива) и VT8 (датчик
скорости). Формирование фронтов
принимаемого от ЭБУ сигнала вы-
полняют триггеры Шмитта DD1.5 и
DD1.6. Для защиты входа “БК” от
возможных выбросов напряжения
положительной и отрицательной
полярности, превышающих напря-
жение питания, служат диоды VD4,
VD5, V8 и VD9. Для этих целей мо-
гут быть использованы любые ма-
ломощ ные импульсные диоды,
типа КД510, КД511, КД522.
Схема сопряжения с диагнос-
тическим интерфейсом IS09141
(K-Line)
Преобразование сигналов из
ТТЛ уровней в уровни сигналов ди-
агностической линии (K-Line) осу-
ществляет схема сопряжения с ди-
агностической линией, выполнен-
ная на транзисторах VT5 (приемный
ключ) и VT6 (передающий ключ).
Для защиты входа “БК” от возмож-
ных выбросов напряжения положи-
тельной и отрицательной полярно-
сти, превышающих напряжение пи-
тания, на диагностической линии
служат диоды VD2 и VD3. Для этих
целей могут быть использованы
Радиолюбитель - 0 6 /2 0 0 5 |
любые маломощные импульсные
диоды, типа КД510, КД511, КД522.
Так как по спецификации IS09141
уровень сигнала логического “0”
может иметь уровень, значительно
выше нулевого напряжения, то не-
обходимо обеспечить надежное
закрытие транзистора приемного
ключа при уровне входного напря-
жения не менее 3,3 В. Эту задачу
выполняет стабилитрон VD1 типа
КС133. Формирование фронтов
принимаемого от ЭБУ сигнала вы-
полняет триггер Шмитта DD1.3.
Часы реального времени
Для формирования меток вре-
мени (используемых при подсчете
временных параметров маршрута),
а также хранения параметров мар-
шрута при выключенном питании
“БК” служит микросхема DD4 часов
реального времени (RTC) с энерго-
независимой памятью DS1307.
Синхронизация ее работы осуще-
ствляется от часового кварцевого
резонатора BQ3 с частотой РК-
206-1А 32,768 кГц.
Вним ание.
Желательно, что бы
емкость кварцевого резонатора со-
ставляла около 12,5 пф. При ис-
пользовании кварцевого резонато-
ра с другим значением собствен-
ной емкости точность хода часов и
измерения параметров маршрутов
уменьшится.
Для сохранения параметров
маршрута при выключенном пита-
нии служит литиевая батарея GT1
CR2032, рассчитанная на напряже-
ние 3 В. Данная батарея может
быть заменена на любой другой ис-
точник питания с напряжением 3 В.
Компиляция управляющей
программы
Модули управляющей программы
написаны на языках ассемблер и Си
для компилятора Keil (Keil Electronik
GmbH). Программа писалась и ком-
пилировалась в интегрированной
среде Keil mVision2 V2.04b, ассемб-
лере А51 v6.00f, компилятор Си С51
v6.00i, линковщик BL51 v4.00d.
Файл проекта -
mktstr.Uv2.
Откомпилированная программа
в формате Intel HEX:
debug\mktstr.hex
----------------------------1
19
предыдущая страница 19 Радиолюбитель 2005-06 читать онлайн следующая страница 21 Радиолюбитель 2005-06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст