\
АУДИОТЕХНИКА
l
И уж коли речь зашла о питании,
неплохо бы снабдить аудиосистему
собственным вольтметром. Даже
если он есть в штатном оборудова-
нии автомобиля, при выключенном
зажигании он не работает. К тому же
напряжение он измеряет в какой-то
неведомой точке. В отечественных
автомобилях на его показаниях ска-
зывается решительно все - от вклю-
ченных “поворотников” до мигающей
лампочки ручного тормоза. Для наших
же целей лучше измерять напряжение
на клеммах аккумулятора или на бу-
ферном конденсаторе - где будет
удобнее.
Простой стрелочный вольтметр не
подходит - у него линейная шкала, а
все, что ниже 10.
..11 В, нам неинте-
ресно. Порядочное головное устрой-
ство блокируется или "зависает”, если
напряжение в бортовой сети опуска-
ется до этих пределов. Поэтому шка-
лу надо растянуть, чтобы она напоми-
нала шкалу обычного автомобильно-
го вольтметра на щитке приборов.
Кстати, “обычный автомобильный”
для этой цели использовать можно, но
не стоит. Он потребляет от бортовой
сети достаточно приличный ток (не-
сколько десятков миллиампер), поче-
му и включен через замок зажигания.
А нам нужен вольтметр, работающий
постоянно или хотя бы независимо от
зажигания. Схема такого вольтметра
приведена на
рис. 9.
Стабилитрон с напряжением стаби-
лизации около 10,5.
..11 В обеспечива-
ет “растяжку” шкалы, резистором воль-
тметр калибруется на максимальное
Л
У01
< --------с = ]-------- Н—
Д814Г
РА
отклонение при максимальном напря-
жении в бортовой сети (14,5.
..16 В).
Значение сопротивления можно най-
ти по приведенной формуле:
Шкалу придется строить лоточкам,
используя регулируемый источник пи-
тания и эталонный вольтметр. Если точ-
ные значения не требуются, можно ог-
раничится только определением границ
“зеленого” и “красного" сектора. По-
требляемый ток определяется током от-
клонения индикатора (меньше милли-
ампера), поэтому вольтметр можно и
нужно сделать неотключаемым - часы
потребляют намного больше.
Для светодиодного индикатора
мощности больше подойдет следую-
щая схема
(рис. 10).
Принцип ее действия тот же, что и
у предыдущей. Пока напряжение в
бортовой сети в норме, транзистор
открыт и шунтирует светодиод. Как
только напряжение снизится до на-
пряжения стабилизации стабилитро-
на, транзистор закроется и светоди-
од вспыхнет, сигнализируя о пробле-
ме. Для лучшей заметности можно ис-
пользовать “мигающий” светодиод со
встроенной схемой управления. Порог
срабатывания определяется стаби-
литроном, поэтому для точной на-
стройки его придется подбирать. В
отличие от предыдущей эта схема
потребляет больший ток, определяе-
мый резистором R2. Хотя он и неве-
лик (порядка 10 мА), лучше питать ее
от выхода Remote, учитывая потери
напряжения на нем.
Если пойти этим путем дальше,
можно поставить еще и термометр, из-
меряющий температуру усилителя
(или водителя). Так что пока остано-
вимся на этом.
Рис. 9
К о нстр укц и я
При отладке конструкций можно ис-
пользовать подстроечные резисторы,
но в готовую схему их переносить не
стоит - надежность может пострадать,
особенно при использовании малога-
баритных потенциометров открытого
типа. Лучше измерить установленное
сопротивление цифровым прибором и
впаять постоянный резистор нужного
номинала.
28 [
Стрелочные индикаторы содержат
минимум деталей, поэтому их можно
собрать навесным монтажом, прикле-
ив детали к корпусу измерительного
прибора. Шкалу можно отпечатать на
цветном принтере (в доисторические
времена приходилось чертить ее ту-
шью и раскрашивать).
Светодиодные шкалы и табло
удобны в работе, но позволякзИ^юлу-
чить только “линейку” или “столбик”.
Если же нужна шкала ломаной или
криволинейной формы, ее придется
выполнять из одиночных светодиодов.
Их нужно вклеить в переднюю (несу-
щую) панель индикатора, закрыть
сверху отпечатанной шкалой с отвер-
стиями, а поверх нее - тонким орг-
стеклом. Для фиксации светодиодов
можно использовать плотную посадку
или клей.
Для светодиодных индикаторов
лучше использовать монтаж на пла-
те - деталей немало. Делать полно-
ценную печатную плату ради един-
ственной конструкции имеет смысл
только при наличии опыта, поэтому
проще воспользоваться для монтажа
деталей макетной платой промыш-
ленного изготовления. На ней разме-
щают детали, а соединения делают
тонким монтажным проводом. В край-
нем случае можно разместить дета-
ли на листе тонкого текстолита или
картона, попустить выводы на обрат-
ную сторону и соединить их по схеме,
используя как сами выводы, так и
монтажный провод. Монтажную пла-
ту можно объединить в одно целое с
панелью светодиодов. Готовую схему
после настройки следует промыть от
остатков флюса спиртобензиновой
смесью (берегите пластиковые дета-
ли индикатора!) и покрыть лаком для
защиты от окисления. При желании
можно даже залить все в “кубик” из
эпоксидной смолы.
..
ф
Ну и напоследок. Индикатор - не
измеритель мощности, а только ука-
затель. Поэтому к его показаниям нуж-
но относиться с осторожностью, хотя
шкалу можно откалибровать.
Ресурсы
1. Показометры. “Мастер 12 вольт”,
№32 (апрель 2001 г.).
2. http://www.bluesm obil.com /
зЫкИтап/аЛз/рокагот-Мт
| Радиолюбитель - 0 6 /2 0 0 5
предыдущая страница 28 Радиолюбитель 2005-06 читать онлайн следующая страница 30 Радиолюбитель 2005-06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст