i
ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ
\
В варианте автора 8-ми канальный АЦП используется так-
же для измерения других напряжений. Поэтому возможно при-
менение 4-х канального АЦП МСР3204 без доработки программ-
ного обеспечения или 2-х канального АЦП МСР3202, однако в
последнем случае программу придется доработать. Схема вклю-
чения АЦП особенностей не имеет. Резистор Я4 служит развяз-
кой между аналоговой и цифровой землей. Диоды защищают
входы АЦП от перегрузок. Конденсаторы необходимы для уст-
ранения наводок и шумов. Опорное напряжение 4,096 В уста-
навливается переменным резистором 143. При этом вес млад-
шего разряда АЦП составляет 1 мВ. Переменным резистором
И7 в измерительной цепи устанавливают правильное значение
измеряемого напряжения.
Для настройки устройства необходимо переместить дви-
жок резистора 143 вниз по схеме. Вращая движок резистора
146, добиваемся нулевого тока.
Транзистор \/Т1, управляющий реле, может быть любой,
например, КТ315 или КТ503.
Все используемые выводы микропроцессора подключены
через резисторы (на схеме не показаны) 2.2.
..10 кОм к шине
+5 В. От частоты кварцевого резонатора 201 зависит время
заряда аккумуляторов.
В схеме применен ЖКИ индикатор фирмы Ромуег^р
РС20041_145-СМН-Н. Индикатор подключен по четырехразряд-
ной схеме и имеет семь линий связи с процессором. Схема вклю-
чения индикатора особенностей не имеет. Резистор Я1 опреде-
ляет яркость подсветки.
К порту Р1.7 подключена кнопка включения/выключения
заряда аккумуляторов. Эта же кнопка позволяет выбрать время
заряда.
правильный путь к 1псЫе-модулям. При включении питания
на индикаторе отображается напряжение на подключенном
аккумуляторе и нулевой ток заряда (реле включения зарядной
части схемы выключено). На последней строке индикатора выс-
вечивается надпись “Конец заряда”. При нажатии кнопки вклю-
чения/выключения заряда аккумуляторов на третьей строке ин-
дикатора появится надпись “Время заряда 14 часов". Если в
течении 12,8 с нажимать кнопку, то время заряда будет ме-
няться по кольцу: 1 2 -1 3 -1 4 -1 5 -1 6 часов. Такой набор выб-
ран из расчета номинального времени заряда большинства ак-
кумуляторов. Далее по истечении времени 12,8 с надпись на
третьей строке исчезнет, включится реле питания зарядной
части схемы и на четвертой строке появится надпись “Время
заряда” и счетчик времени заряда, работающий на вычитание.
По достижении нулевого значения счетчика реле питания за-
рядной части схемы будет выключено и на последней строке
индикатора появится надпись “Конец заряда”. В варианте ав-
тора зарядное устройство применяется для измерения других
напряжений. Если разорвать связь 8 - 3 (на
рис. 2,
оставив
кнопку подключенной), то нижние две строки индикатора очи-
стятся, и прибор будет показывать только напряжение и ток.
Подключая цепи чД -N1, ^ через гапетный переключатель к
разным источникам, можно измерять напряжение и ток в дру-
гих цепях. Реакции на нажатие кнопки в этом случае не будет.
Исполняемый файл программы
(K ro t.tsk),
ассемблер,
линкер, а также файлы конфигурации для линкера фирмы
2500 A.D. Software, Inc. (execute.rar)
можно загрузить с сай-
та нашего журнала:
из раздела “Программы”.
Программное обеспечение
Программа состоит из основного модуля
Zar.asm
и двух
lnclude-модулей
Lcd
и
Мср3208.
При ассемблировании укажите
Ресурсы
Ремонт аккумуляторных батарей
для портативной аппаратуры
Никита Комаров
Стоит ли выбрасывать отработавший аккумулятор и платить
большие деньги за новый? Оказывается, аккумуляторные бата-
реи можно чинить, экономя при этом немалые средства.
В статье Вы найдете все необходимые для этого рекоменда-
ции. Бурное развитие производства и стремительно растущие по-
пулярность и спрос на более совершенные средства связи, быто-
вую и офисную технику, а также острая конкуренция привели к
заметному снижению цен на радио- и сотовые телефоны, радио-
станции, видеокамеры, компьютеры типа “Notebook”, что сделало
их более доступными для населения. Основным источником пи-
тания этих электронных устройств являются аккумуляторные ба-
тареи. Одной из причин, первоначально сдерживающих разви-
тие такой техники, была низкая удельная емкость аккумулятор-
ных батарей. Решение этой проблемы велось двумя направлени-
ями: усовершенствование характеристик имеющихся и создание
новых типов аккумуляторов.
Для питания устройств с автономным питанием в настоящее
время в основном используются два типа аккумуляторных бата-
рей: никель-кадмиевые (Ni-Cd), никель-метаппгидридные (Ni-Mh)
36 |----------------------------------------------------
и литий-ионные аккумуляторы, реже - герметичные кислотные с
желеобразным электролитом.
Ni-Cd батареи применяются давно. Они отличаются сравни-
тельно низкой стоимостью, достаточно длительным сроком служ-
бы (до 1000 циклов заряд/разряд), стабильной работой в широ-
ком диапазоне температур (-20.
..+50°С), но имеют и недостатки.
Главный из них - “эффект памяти”. Он возникает, когда на подза-
рядку ставится не полностью разряженная батарея. На/ тактике
это случается достаточно часто. Батарея как бы “запоминает” тот
уровень, до которого была разряжена и потом уже ниже не разря-
жается. Это приводит к снижению ее емкости и срока службы.
Для борьбы с “эффектом памяти" существует единственный спо-
соб - это один или несколько циклов полного заряда-разряда, так
называемая “тренировка”, или, по-другому, - “оживление”. Кроме
того, Ni-Cd аккумуляторы содержат примеси кадмия и ртути. Сле-
довательно, неутилизированные отработанные аккумуляторы яв-
ляются источником загрязнения окружающей среды.
Ni-Mh аккумуляторы более совершенны: имеют более вы-
сокую, чем Ni-Cd аккумуляторы, емкость при тех же размерах,
I Радиолюбитель - 06/2005
предыдущая страница 36 Радиолюбитель 2005-06 читать онлайн следующая страница 38 Радиолюбитель 2005-06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст