i
ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ
t
не страдают “эффектом памяти” и не имеют в своем составе
вредных веществ. Цена их несколько выше, но по соотношению
“цена/емкость” №-МИ аккумуляторы активно приближаются к
никель-кадмиевым аккумуляторам.
Некоторые вопросы эксплуатации
При эксплуатации аккумуляторнь
IX батарей следует всегда чет-
ко помнить следующее:
после покупки батареи находятся в разряженном состоянии
и первоначалом эксплуатации их необходимо зарядить;
• напряжение на заряженном элементе аккумуляторной бата-
реи составляет 1,2 В;
• напряжение конца разряда (напряжение, ниже которого эле-
мент разряжать не следует) составляет 1,0.
..1,05 В;
• емкость батареи определяет ее энергетическую мощность и
измеряется в ампер-часах. Чем она выше, тем дольше батарея
будет работать. Емкость батареи - параметр, который обычно ука-
зывается на корпусе - это время в часах при разряде ее током 1А
до напряжения окончания разряда. Например, батарея емкостью
600 мА/ч током разряда в 1 А будет разряжена за 0,6 часа, током
в 0,5 А -за 1,2 часа;
- ток нормального заряда батареи в Амперах численно ра-
вен 1/10 ее емкости в Ампер-часах. Если ток заряда меньше этой
величины - увеличивается время заряда батареи, если же он
превышает эту величину, это приводит к повышенному нагреву
батареи. При этом может произойти ее “раздутие” и даже взрыв
- все зависит от величины тока. В автоматических зарядных ус-
тройствах, которые обеспечивают режим быстрого заряда, на-
чальный ток заряда превышает значение 1/10 от емкости бата-
реи, однако по мере заряда батареи он автоматически снижает-
ся. Кроме этого, обычно в таких зарядных устройствах предус-
мотрен и автоматический контроль температуры корпуса акку-
муляторной батареи;
при последовательном соединении аккумуляторов в бата-
рею ее напряжение равно сумме напряжений всех элементов, а
емкость - емкости одного элемента;
при параллельном соединении нескольких аккумуляторов на-
пряжение на батарее равно напряжению на одном аккумуляторе,
а емкость батареи равна суммарной емкости всех элементов;
• в батареи можно соединять только однотипные аккумулято-
ры содинаковой емкостью (при промышленном изготовлении раз-
брос этого параметра составляет не более 5%).
Так, например, легко рассчитать, что батарея для питания ра-
диотелефона напряжением 4,8 В может быть составлена из четы-
рех аккумуляторов (по 1,2 В) при их последовательном соедине-
нии или восьми аккумуляторов при параллельном соединении двух
групп по четыре аккумулятора (емкость при таком смешанном со-
единении в два раза выше).
Завд №-Сб и №-М1т аккумуляторов желательно производить
на специальных зарядных устройствах, входящих в комплект по-
ставки приобретаемой техники. Они обеспечивают режим регу-
лировки тока заряда таким образом, чтобы емкость аккумулято-
ра была полностью восстановлена, и при этом он не перегрелся
(температура корпуса аккумуляторной батареи не должна пре-
вышать 35.
..40°С). В конце разряда производится автоматичес-
кое отключение аккумулятора от источника. При использова-
нии таких зарядных устройств пользователю думать не о чем -
эту функцию выполняет микропроцессор. Обычно такие заряд-
ные устройства обеспечивают быстрый цикл заряда в течение
4...6 часов. Дополнительно фирменные зарядные устройства
обеспечивают автоматическую тренировку Ni-Cd аккумуляторов
для устранения “эффекта памяти”. Этот процесс автоматизиро-
ван; после нажатия на кнопку “DISCHARGE’ или “REFRESH” про-
исходит разряд аккумуляторной батареи до строго установленно-
го уровня напряжения разряда с последующим автоматическим
зарядом до нормы.
При заряде аккумуляторной батареи от другого источника
следует обратить внимание на его выходное напряжение и рас-
считать ток заряда батареи. До заряда напряжение может со-
ставлять 0.
..1,33 В на один элемент батареи. В конце цикла заря-
да напряжение поднимается до 1,45 В на элемент. Выходное на-
пряжение источника питания должно быть больше максимально
возможного напряжения на батарее в конце заряда на 10.
..15%.
Ток заряда в течение всего времени заряда не должен меняться
более, чем на 5%. Его величина выбирается, как правило, равной
1/10 емкости батареи. Источник питания, таким образом, должен
представлять собой стабилизатор тока. Время заряда должно со-
ставлять не менее 14 часов (стандартный заряд). Для устранения
“эффекта памяти” Ni-Cd аккумуляторных батарей необходимо про-
извести несколько циклов заряд/разряд. Процесс заряда описан
выше, а что касается разряда, при его осуществлении следует:
измерить напряжение на батарее;
• разряд необходимо начинать через 30 минут после оконча-
ния цикла заряда;
собрать цепь из включенных последовательно переменного
нагрузочного сопротивления достаточной мощности, ампермет-
ра и аккумуляторной батареи;
установить подбором сопротивления нагрузки ток разряда,
который должен быть равен 0,25.
..0,3 от емкости батареи;
следить за тем, чтобы ток разряда был постоянен, изменяя
величину сопротивления нагрузки;
контролировать напряжение на батарее и, когда оно достиг-
нет величины 1,0.
..1,05 В в расчете на один элемент, закончить
разряд.
Ni-Cd и Ni-Mh аккумуляторные батареи можно заряжать с ис-
пользованием одних и тех же зарядных устройста (имеется в виду,
что батареи имеют одинаковые напряжения и одинаковые или
незначительно отличающиеся емкости). Время заряда при исполь-
зовании автоматизированного зарядного устройства регулирует-
ся самим зарядным устройством. При использовании неавтома-
тизированных зарядных устройств следует обратить анимание на
установку тока заряда в соответствии с емкостью аккумулятор-
ной батареи, а если ток окажется ниже рекомендуемой величины
- увеличить время заряда для батарей с большей емкостью.
Проверка, оценка соотояния и ремонт аккумулятор-
ных батарей
Лучший способ ремонта аккумуляторной батареи - ее заме-
на. Необходимость именно ремонта может быть вызвана:
• желанием сберечь средства эа счет замены только отдель-
ных неисправных элементов. Это особенно рентабельно при об-
служивании большого парка батарей, например, в радиосвязи опе-
ративных служб милиции, на транспорте;
отсутствием в продаже нужного типа батареи, часто ус-
таревшей или редкой модели (например, батареи для спец-
техники);
• высокой стоимостью фирменной батареи в готовом виде.
При ремонте можно улучшить параметры батареи, то есть
сделать ее “upgrade” за счет установки в старый корпус эле-
ментов нового типа с более высокими характеристиками.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 1
37
Радиолюбитель - 0 6 /2 0 0 5 |
предыдущая страница 37 Радиолюбитель 2005-06 читать онлайн следующая страница 39 Радиолюбитель 2005-06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст