I
1
ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ
^
Самым простым и распространенным способом является за-
мена М-Сс! аккумуляторов на МКМИ, что сразу дает выигрыш
в емкости в 1,5.
..2 раза.
Перед ремонтом необходимо оценить техническое состоя-
ние элементов батареи. Для этого необходимо вскрыть аккуму-
лятор и обеспечить доступ к каждому из его элементов для из-
мерения напряжения. Если батарея была подвергнута глубоко-
му разряду (напряжение на элементах составляете).
..0,5 В), вклю-
чить ее на заряд, спустя 10.
..15 минут снять ее с заряда и повтор-
но измерить напряжение на элементах. Те элементы, на которых
величина напряжения составляет 0.
..0,8 В, желательно сразу
заменить. Для этого можно использовать как новые элементы,
приобретенные специально, так и исправные элементы от ста-
рых батарей. Таким образом, из нескольких неисправных бата-
рей можно собрать одну вполне рабочую. Но могут быть и про-
блемы. Как известно, при последовательном и параллельном
включениях хорошо работают группы, составленные из идентич-
ных по параметрам компонентов. Мы же сейчас рассматриваем
случай, когда реальная емкость каждого аккумулятора в бата-
рее неизвестна. В этом и заключается основная причина неудач
при таком ремонте. Однако способ вполне приемлем, но жела-
телен подбор элементов по емкости. Оценить реальную емкость
можно по времени разряда аккумулятора калиброванным током,
используя выше описанную схему. Для увеличения точности из-
мерений можно уменьшить разрядный ток. Разброс времени
разряда среди аккумуляторов, планируемых для установки в
сборку, должен быть как можно меньше. После этого необходи-
мо провести полный цикл заряда. По его окончании следует опять
измерить напряжение на каждом из элементов, и те из них, на
которых напряжение будет либо меньше 1,43 В, либо больше
1,48 В исключить из батареи. Как видите, этот вариант привле-
кателен возможностью обойтись минимальным числом необхо-
димых для ремонта элементов, но достаточно трудоемок и до
окончания ремонта не дает представления об общих затратах
на него.
Наилучший вариант ремонта - замена всех элементов бата-
реи на новые. Элементы соединяются в батарею обычно отрезка-
ми металлической ленты при помощи контактной сварки. Вари-
антов аппаратов для контактной сварки достаточно много: от ав-
томатизированных станков для конвейерной сборки до самых про-
стейших, состоящих из источника напряжения 6.
..30 В с током 1А
и заточенного под углом 30.
..40 градусов графитового электрода
от старой батарейки. Каким из них воспользоваться - зависит от
объемов ремонта и финансовых возможностей. При сварке необ-
ходимо обеспечить достаточный прижим электродов к соедини-
тельной пластине и контактной площадке аккумулятора. Очень
важно не перегреть место контакта, поскольку от этого аккумуля-
тор выходит из строя. Пайка может быть применена при ремонте
батарей с использованием бывших в употреблении элементов, у
которых остались обрезки приваренной металлической ленты. Но
в любом случае надо минимизировать передачу тепла аккумуля-
тору. Поможет в этом мощный паяльник для сокращения време-
ни пайки, низкая температура пайки, хороший флюс, пассатижи
для теплоотвода. Если нет возможности приварить контакты, то
применим и механический контакт. Конструкция индивидуальна
для каждого типа батареи, но принцип одинаков - обеспечение
плотного прижима ленты к контактной поверхности аккумулято-
ра с ее подпружиниванием при помощи упругой пластины или
кусочка резинки (ластика). Наиболее удобно в этом случае при-
менение так называемых хо/щеров - пластиковых каркасов-дер-
38
|
-------------------------------------------------
жателей, уже имеющих в своей конструкции такие пружинные кон-
такты. Используя различные типы хо/щеров, в считанные секун-
ды можно собирать самые разнообразные по форме и по пара-
метрам батареи. Но это, конечно, не лучший вариант, ведь в про-
цессе эксплуатации батареи такой контакт подвержен окислению
и коррозии. Особенно механический контакт неприемлем при боль-
шом токе нагрузки: происходит местный нагрев и окисление в точке
контакта.
После окончания ремонта пластмассовый корпус аккумуля-
торной батареи склеивают при помощи дихлорэтана ил^ругого
клея на его основе. Бескорпусные сборки помещают в термоуса-
дочную пленку.
Технические данные аккумуляторов
Мировых стандартов на производство аккумуляторных бата-
рей не существует. Часть такого производства упорядочена, это
унифицированные модели для наиболее распространенных ви-
деокамер, телефонов. Они выпускаются многими производите-
лями источников питания в качестве запасных частей и часто по
параметрам цены и емкости превосходят оригинальные, которы-
ми производитель комплектует свои аппараты.
Производитель электронной аппаратуры, как правило, зака-
зывает аккумуляторные батареи исходя из решения стоящих пе-
ред ним задач по удовлетворению спроса потребителей и конст-
рукции корпуса устройства. Размеры самих элементов, применя-
емых в батареях, стандартизованы. Это дает возможность произ-
вести их замену на другие аналогичные аккумуляторы, не особо
обращая внимание на марку производителя. Это свойство и ис-
пользуется при ремонте батарей.
Батарея, подлежащая ремонту, чаще всего представляет со-
бой “черный ящик”: мастер в общем случае не знает, какой тип
элементов в ней установлен и не имеет справочных данных по
маркировке и техническим характеристикам применяемых акку-
муляторов. Как же сделать правильный выбор нужного аккумуля-
тора? Для этого необходимо знать:
• типоразмеры аккумуляторов и соответствующие им ем-
кости;
• примеры фирменных обозначений аккумуляторов.
Начать подбор аккумулятора следует с определения его раз-
меров и емкости. Размер измеряется обычной линейкой, а ем-
кость можно узнать иэ общей емкости батареи и напряжения, ко-
торые, как правило, указываются на корпусе. Емкость может быть
указана в маркировке самих элементов. Если определить емкость
таким способом не удается, то придется прибегнуть к приблизи-
тельному способу подбора элементов только по размерам.
При покупке аккумуляторов с целью ремонта необходимо
знать, что аккумуляторы подразделяют на две группы. Первая -
аккумуляторы бытовой серии, которые применяются в аудиотех-
нике, пейджерах, калькуляторах и т.д. Выбор следует д4^*ать сре-
ди аккумуляторов промышленной серии, которые отличаются от
бытовых (имеющих форму обычных батареек) формой “плюсово-
го” контакта. У промышленной серии этот контакт большего диа-
метра и не выступает за корпус. Это сделано для облегчения свар-
ки. Именно аккумуляторы промышленной серии используются при
изготовлении и ремонте батарей для сотовых и радиотелефонов,
видеокамер, ноутбуков и т.д.
В описаниях и технической литературе чаще всего использу-
ются буквенные обозначения типоразмеров цилиндрических ак-
кумуляторов (см. таблицу 1), которые используются при сборке
батарей.
| Радиолюбитель-0 6 /2 0 0 5
предыдущая страница 38 Радиолюбитель 2005-06 читать онлайн следующая страница 40 Радиолюбитель 2005-06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст