[
АУДИОТЕХНИКА
\
Кабели
(акустические, межблочные)
их влияние на звучание
Вадим Пузанов
г. Брянск
E-mail:
Эта статья не содержит схем усилите-
лей и их расчетов
.
Прежде всего, она
должна сориентировать конструкторов
высококачественной аппаратуры и
просто радиолюбителей в многообра-
зии выпускаемых соединительных ка-
белей, показать достоинства и недо-
статки отдельных групп этих изделий,
а
также дать некоторые рекомендации
по их применению.
Скажу сразу, что статья не претенду-
ет на истину
в
последней инстанции, а
отражает мое аидение проблемы, ос-
нованное на личном опыте и опыте
моих друзей
-
инструкторов высоко-
качественной звуковоспроизводящей
аппературы и музыкантоа.
Публикаций на данную тему очень
много. На всевозможных форумах в
Интернете и в различных журналах я
часто вижу различные суждения на
тему акустических и межблочных ка-
белей, причем многие из них прямо
противоположны друг другу. Разоб-
раться, особенно людям неопытным,
бывает довольно сложно. Между тем,
звучание вашего радиокомппекса мо-
жет быть “загублено" именно некаче-
ственными соединителями, несмотря
на то, что отдельные его части пра-
вильно настроены и прекрасно звучат.
Прежде чем давать оценки, изло-
жу общую концепцию, которой я при-
держиваюсь. Она достаточно проста.
Я считаю, что
каждое звено
звуковос-
производящего комплекса
приводит
к неизбежной деградации
исходно-
го сигнала, важно лишь, чтобы это вли-
яние было минимальным.
И еще одно. Считаю, что
звучание
кабелей не должно вносить соб-
ственной окраски
в исходный сигнал,
то есть быть нейтральным. Каждая
фонограмма отражает некий отрезок
времени с присущими только ему
способами записи, манерой исполне-
ния, характерными особенностями
звучания и т.д. Вмешиваться в исход-
ный музыкальный сигнал (даже по-
средством кабелей) можно, но вряд ли
нужно, так как при этом нарушается
оригинальная трактовка музыкально-
го лроизвадения исполнителем и цель-
ность восприятия фонограммы.
Для сравнительной оценки были
выбраны следующие типы изделий.
Акустические провода
1. No name китайского производ-
ства (сечение 2,5 мм) - OFC
2. Belsis - OFC
3. CS 122 (Van den Hui) - композит-
ный (медь + серебро + углерод)
4. Supra - композитный (медь +
олово)
5. Ecosse Reference MS 2.3 - моно-
кристаллическая меда,
6. UTP (витая пара 5 категории)
Межблочные провода
1. No name китайского производ-
ства - OFC
2. D-102V (Van den Hui) - композит-
ный (медь + серебро)
3. Daxx R88 - OFC
4. Ecosse Composer - монокристал-
лическая медь
5. ПРППМ - моножила (медь)
6. UTP (витая пара 5 категории)
Выбор изделий не случаен. Во-пер-
вых - эти кабели достаточно распрос-
транены, во-вторых - прослеживает-
ся деление на
три
основные группы.
Группы примерно выглядят так:
1. OFC - бескислородная медь.
2. ОСС - монокристаллическая
медь.
3. Композитные.
Чтобы вы, уважаемые читатели, не
путались в названиях, изложу очень
коротко особенности каждой группы.
OFC - бескислородная медь, про-
вод, получаемый из заготовки мето-
дом холодного вытягивания через
фильеру. Самый распространенный
материал.
В целом имеет неплохое звучание,
но есть и недостатки. Когда на таком
кабеле вы видите надпись чистоты ма-
териала 99,99.
..%, то это означает чи-
стоту материала в заготовке. При про-
хождении через фильеру металл на-
сыщается примесями и его кристалли-
ческая решетка нарушается. Также не-
известно, где находятся зти примеси
- в самих зернах или на границе меж-
ду ними. Таким образом надпись
99,99.
..% - чисто маркетинговый ход,
предназначенный для покупателя.
Именно поэтому кабели из бескисло-
родной меди у разных производителей
и звучат по-разному.
ОСС - монокристаллическая медь
(метод профессора Оно), провод, по-
лучаемый при помощи специальной
технологии прямо из расплава, Цель
- получение длинных (до 125 м) крис-
таллов меди, сопоставимых с длиной
кабеля. Как вы понимаете, при этом
достигается минимизация переходов
внутри проводника.
Композитные (или композицион-
ные, как хотите) - провода, как прави-
ло состоящие из нескольких металлов
(например, луженая или посеребрен-
ная медь).
Комбинацией металлов (и неме-
таллов, например, углерод) удается
придать проводу какие-то конкретные
свойства.
Теперь о прослушивании. Для это-
го применялась достаточно простая
система.
Источник сигнала-C D проигрыва-
тель Rotei RCD-02S.
Усилитель мощности - самодель-
ный однотактный на лампах Е83СС
(6Н2П)+ 6П43П конструкции моего дру-
га А.И. Манакова (мощность 2,5 Вт).
Акустические системы - KEF-Q1
(чувствительность 91 дБ).
П ри неизменных основных состав-
ляющих системы, провода менялись,
что субъективно позволило судить об
их звучании.
----------------------------1
7
Радиолюбитель -
0 7
/2 0 0 5 |
предыдущая страница 10 Радиолюбитель 2005-07 читать онлайн следующая страница 12 Радиолюбитель 2005-07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст