I
і
В ПОМОЩЬ АВТОЛЮБИТЕЛЮ
і
Неоновая подсветка
Давид
Очень хотелось иметь у себя неоновую подсветку днища,
но цена на нее не позволяла приобрести готовую подсвет-
ку. Наткнувшись в Интернете на статью как зажечь лампу
дневного света от 12 В, я решил продолжить поиски в этом
направлении, и вот что из этого вышло.
Вариант 1
Предлагаю схему (рис. 1) преобразователя напряжения (ПН)
для питания лампы дневного света (ЛДС) от автомобильного
аккумулятора. Это устройство удобно использовать в быту, при
отключении электроэнергии в сельской местности, особенно,
если это происходит довольно часто, на рыбалке, отдыхе, на
природе, а также тем, у кого есть маленький ребенок. Устрой-
ство очень простое в изготовлении, состоит из доступных де-
талей, очень экономичное при довольно хорошем качестве ос-
вещения.
Диод VD1 можно заменить любым импортным диодом с пря-
мым током в несколько ампер. Конденсатор С1 должен быть
обязательно высоковольтным. Я использовал отечественный с
рабочим напряжением не ниже 160 В. Резистор R2 мощностью
2 Вт. Во время работы он достаточно сильно греется, поэтому
меньшей мощности не рекомендуется использовать. Трансфор-
матор TV1 выполнен на куске ферритового стержня длиной
5.. .8 см, диаметром 8 мм. Сначала стержень обматывается тон-
ким слоем изоленты. Затем берется катушка с проводом диа-
метром 0,20.
..0,30 мм, ее конец припаивается к хорошему
многожильному проводу в резиновой изоляции, который бу-
дет служить выводом высоковольтной обмотки. Наматывает-
ся III обмотка, которая содержит для одной лампы мощностью
8.. .16 Вт-600.
. .700 витков, а для ламп мощностью 20.
. .40 В т-
около 800 витков. Намотка осуществляется следующим обра-
зом: с одного конца стержня к другому, виток к витку (не обяза-
тельно, но желательно равномерно) мотается 150.
. .250 витков
(сколько влезет в один ряд) до другого края стержня, затем сло-
ем изоленты обматывается получившийся слой. Следующий
ряд наматывается в обратную сторону, и на нее опять наклады-
вается слой изоленты. Изолента нужна, чтобы искра не проби-
ла обмотки, и они не загорелись и не испортились. Таким обра-
зом, получится 4.
. .8 слоев провода. Далее она покрывается сло-
ем изоленты. Поверх изготовленной III обмотки мотается пер-
вичная, или вторичная обмотка. Первичная содержит 25 вит-
ков, вторичная - 45 витков. Я мотал проводом диаметром
0,7 мм. Обмотки наматываются с одной стороны и в одном на-
правлении. На схеме возле обмоток стоят точки, которые пока-
зывают начала обмоток с одного конца.
Транзистор VT1 -типа КТ805АМ, желательно подобрать
с максимальным И21э. При использовании транзисторов с
малым И21э лампы могут светиться слабо или не зажигаться
вообще.
Для начала при сборке следует подобрать сопротивление
резистора R1. Оно может быть в пределах 430 Ом.
..2 кОм и
зависитот мощности лампы. Например, при использовании лам-
пы мощностью 8 Вт сопротивление резистора R1 составило
около 2 кОм, если лампа мощностью порядка 30 Вт, то сопро-
тивление R1 составит 360.
. .820 Ом. При подборе сопротивле-
ния резистора необходимо контролировать ток потребления
24
|
-------------------------------------------------
FU1
2
A
R1470
преобразователя. Если преобразователь потребляет ток поряд-
ка 0,6 А, то для одной маленькой лампы этого достаточно. От
тока потребления зависит яркость свечения. Но, например, меж-
ду 0,8 А и, скажем, 1,8 А яркость различается несильно, а при
таком токе транзистор работает просто на пределе возможно-
сти, и очень сильно греется. Так что не стоит гнаться за ампе-
рами. Для настройки яркости можно, кроме подбора номинала
резистора, попробовать изменить емкость конденсатора С1 в
пределах 0,05.
. .0,5 мкФ. Если ток потребления большой, а лам-
па светит плохо, то может потребоваться увеличить емкость
этого конденсатора. В некоторых случаях наоборот, уменьшить.
Радиатор - листовой алюминий площадью 80.
.. 120 см2. Я
делал преобразователь так: прикручивал транзистор, смазан-
ный теплопроводящей пастой к листу алюминия. Рядом закре-
пил нитками трансформатор. А остальные детали присоеди-
нял к выводам транзистора. Мощные резисторы, чтобы не кос-
нулись радиатора, дополнительно обмотал изолентой и прикле-
ил. Потом лист алюминия сгибал, чтобы он занимал меньше
места, и помещал в бутылку из-под шампуня. Далее бутылка
зашивается, и заливается клеем “жидкий гвоздь".
Чтобы проверить, хорошо ли работает преобразователь, к
нему подключают лампу и включают. Если лампа загорелась
тускло, а через долю секунды вспыхнула ярче, значит все нор-
мально, а если горит тускло, и возле одного края лампы появи-
лось светлое свечение, значит либо ток потребления придется
повысить, либо транзистор с малым И21 з. Длина соединитель-
ных проводов должна быть как можно меньше. Чем длиннее и
тоньше провода от преобразователя к лампе, тем хуже она за-
жигается, либо не зажигается вовсе. Преобразователь нельзя
включать без нагрузки, в противном случае может выйти из
строя транзистор.
В своей подсветке днища я использовал лампы дневного
света Г2(М Т4 ВШЕ. Цвета бывают разные: голубые, розо-
вые, зеленые, белые.
К контактам ламп провод следует прикручивать, так как при
попытке припаять от нагрева цоколь расшатывался. Далее для
закрепления провода обматывается скотчем или изолентой. За-
тем лампа помещается в прозрачную трубку из ПВХ и сторцов
заливается “жидким гвоздем”. Но с таким расчетом, чтобы мож-
но было концы трубок сплюснуть, проделать там отверстие и
прикрутить трубку к днищу автомобиля.
Следует отметить, что номиналы деталей преобразовате-
ля подбираются экспериментально под конкретный тип лампы.
Пампы прикручивались под дно автомобиля короткими са-
морезами.
| Радиолюбитель - 0 7 /2 0 0 5
предыдущая страница 27 Радиолюбитель 2005-07 читать онлайн следующая страница 29 Радиолюбитель 2005-07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст