i
АУДИОТЕХНИКА
J
немного окрашено, высокие и низкие
частоты на краях звукового диапазона
несколько приглажены. Если вам нравит-
ся звучание ламповых приемников и ра-
диол пятидесятых годов, то зто удачный
выбор. Мощность каскада на ней состав-
ляет 2.
..2,5 Вт.
6П14П —
звучит немного резче 6ПЗС.
Лампа пальчиковая и разогревается
очень сильно. Многие ламповые телеви-
зоры и радиолы прошлых лет имели в
выходном каскаде именно эту лампу.
Мощность около 1,5-1,7 Вт.
6П43П- хороший выбор. Лампа очень
линейна, звучание достаточно детальное
и гармоничное. Недостатков я не заме-
тил. Цоколь-каку 6П14П. Мощность кас-
када около 2,5 Вт. Звучание выходного
каскада значительно лучше, чем на
6П14П. Моя статья об усилителе на этой
лампе (автор схемы-А.И. Манаков) опуб-
ликована в [1].
6П7С - по сравнению с 6ПЗС имеет
более прозрачное звучание на высоких
частотах.
В радиолюбительской литературе и
на различных форумах лампу 6П7С ча-
сто приравнивают к 6ПЗС. Это несколь-
ко не так. 6П7С - это октальный вари-
ант лампы Г-807 и звучит она больше как
Г-807, а не как 6ПЗС. Звучание, с моей
точки зрения, немного аналитичное, но
в целом - неплохой выбор. Мощность
2-2,5 Вт.
6П6С - очень хороша по звучанию.
По моему мнению - одна из лучших. Не-
даром известнейшие производители про-
фессиональных усилителей (Fender,
RickenbackernT.fl.) очень часто применя-
ли ее аналог 6V6 GT в выходных каска-
дах. При использовании этой лампы нуж-
но помнить о том, что из-за более высо-
кого внутреннего сопротивления не уда-
ется получить большую выходную мощ-
ность, но качество звучания прощает этот
недостаток. Мощность однотактного кас-
када на лампе 6П6С в триодном включе-
нии составляет 1,7-2 Вт при очень де-
тальном и “наполненном” звучании. Если
вы не привыкли слушать музыку на боль-
шой громкости - смело применяйте зту
лампу, она вас не разочарует.
EL 34 - очень распространенная лам-
па, применявшаяся во многих эстрадных
усилителях (Regent 60, Beag и т.д.) Име-
ет богатое, “сладкое” (иногда даже слиш-
ком) звучание, но очень многим нравит-
ся, тем более что позволяет получить
мощность в однотактном включении око-
ло 3-3,5 Вт.
28 |-----------------------------------------
61.6
ЭА - по параметрам и цоколевке
полный аналог 6ПЗС. Очень часто ее
называют гитарной лампой. Наверное,
потому, что во многих зарубежных инст-
рументальных комбо усилителях стояли
именно эти лампы. Параметры парамет-
рами, а звучание у лампы 61.6, при сохра-
нении “певучести” 6ПЗС, характеризует-
ся удивительной “воздушностью” и де-
тальностью. Такое ощущение, что акус-
тических систем просто нет. Мощность -
около 2,5 Вт.
Отдельно нужно сказать о 6ФЗП,
6Ф5П. Имея такие лампы, можно создать
очень компактный аппарат, так как в од-
ном баллоне содержится и триод, и пен-
тод. Схемы и особенности работы много-
кратно описаны в литературе и на сай-
тах, поэтому вдаваться в подробности не
буду. Мощность усилителя в этом случае
2 Вт, звучание достаточно ровное и де-
тальное. С моей точки зрения, немного
не хватает “напора”, зато джаз, соул, ритм
энд блюз - очень неплохо.
Очень часто в выходных каскадах
ламповых однотактных усилителей при-
меняются прямонакальные триоды 300В,
6С4С, 2АЗ, ГМ 70 и т.д. Звучанию этих
ламп, схемам и особенностям их рабо-
ты будет посвящена отдельная статья,
так как оконечные каскады, выполнен-
ные на них, имеют свои специфические
особенности.
При выборе ламп предпочтение сле-
дует отдавать новым, не работавшим
лампам, выпущенным до 1970 года (ка-
чество было выше), желательно с боль-
шими колбами и черными анодами. В
любом случае, выбирать и слушать вам,
уважаемые читатели.
Переходим к шестой группе вопро-
сов, связанных с особенностями монта-
жа. Для достижения наилучших парамет-
ров усилителя существует ряд общих ре-
комендаций, которые я попытаюсь изло-
жить.
Как вы знаете, трансформаторы и
другие моточные изделия имеют большие
поля рассеивания, которые, взаимодей-
ствуя с радиоэлементами схемы и друг с
другом, могут давать различные навод-
ки в виде фона, призвуков и т.д. Поэто-
му, для начала, лучше всего располагать
их как можно дальше друг от друга, сле-
дя затем, чтобы сердечники магнитопро-
водов были взаимно перпендикулярны.
Хорошие результаты получаются при
вертикальной разноске этих элементов
(например, выходные трансформаторы в
подвале шасси, если высота позволяет).
Прежде чем сверлить шасси, хорошо
бы попробовать различные варианты
взаимного расположения элементов уси-
лителя, используя двухсторонний скотч:
сэкономите силы и время.
Для монтажа используйте провод до-
статочного сечения (2,5 мм) и не допус-
кайте замкнутых контуров. Вы ведь кон-
струируете высококачественный усили-
тель, а не радиоприемник. Естественно,
все провода должны быть, по возможно-
сти, короткими.
Отдельно скажу о разводке “земля-
ной” шины. Очень многие были наказа-
ны неудовлетворительной работой усили-
теля именно из-за неправильного монта-
жа “земляных” шин. Монтаж выполняет-
ся проводом (можно голым) большого се-
чения и имеет контакт с шасси в одной
точке, желательно рядом со входом. Все
“земляные” соединения выполняются
“звездой”. Это означает, что из точки
контакта с шасси, к каждому каскаду уси-
лителя, источнику питания, входному и
выходному разъему, идет отдельный
провод и в этой точке получается соеди-
нение, похожее на паука или звезду. Все
гнезда, входные и выходные, не имеют
контакта с шасси.
Для соединения входных гнезд с вы-
водами переменного резистора отлично
подходит медный одножильный провод,
сечением 0,5.
..0,7 мм. Провода переви-
ты между собой и изолированы друг от
друга тонким шнурком для обуви. Пере-
виты также и провода цепей накала ламп.
Это нужно для уменьшения фона пере-
менного тока. Для этих же целей служат
и резисторы Д9.
..П12. Для еще большего
подавления фона цепей накала ламп сле-
дует применить схему, изображенную на
рис. 2. Это делитель напряжения 1:10.
Посредством него на накалы ламп
подается положительное смещение,
+ипит.
| Родиолюбитель - 0 9 /2005
предыдущая страница 26 Радиолюбитель 2005-09 читать онлайн следующая страница 28 Радиолюбитель 2005-09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст