\
АУДИОТЕХНИКА
t
которое “запирает” участок накап-катод.
Варьируя сопротивлениями резисторов
делителя, нужно следить за тем, чтобы
запирающее напряжение, подаваемое на
R9.
..R12, было на 8.
..10 В больше напря-
жения автоматического смещения (на ре-
зисторе R8) конкретной выходной лампы.
Вместо пар резисторов R9, R10 и R11 ,R12
можно применить переменные на
100.
..200 Ом, соединенные средним кон-
тактом с делителем. Вращением движка
переменного резистора, в этом случае,
достигается наименьший уровень фона
(можно контролировать на слух).
Седьмая
группа вопросов связана с
выходными трансформаторами. От каче-
ства их изготовления, как вы понимаете,
звучание усилителя зависит в наиболь-
шей степени. Очень неплохое качество
звучания дают выходные п рансформато-
ры, намотанные на железе от трансфор-
маторов ОСМ.
Если вы не в силах о самостоятельно
осуществить намотку выходных транс-
форматоров, можно обраться на [2], где
есть готовые с хорошим звучанием, так-
же в этой фирме могут осуществить на-
мотку выходных трансформаторов по ва-
шим расчетам на каркасах, присланных
вами.
Безусловно, Tango, Tamura и т.д. -
намного лучше. Выбор опять же за бами.
Но цены на эти изделия исчисляются сот-
нями долларов, и далеко не каждый мо-
жет позволить себе такое удовольствие.
Отдельно нужно сказать про акусти-
ческие и межблочные кабели. Многие
почему-то недооценивают влияние этих
компонентов на звучание вашей систе-
мы в целом. А зря. Плохой кабель может
свести на нет все усилия конструктора,
даже если усилитель правильно настро-
ен и хорошо звучит. Для акустических си-
стем применяйте OFC провода сечени-
ем от 2,5 мм2, желательно известного про-
изводителя. В качестве межблочных тоже
лучше всего воспользоваться изделиями
известных фирм (например, Atlas, Daxx,
Ecosse, XLO и т.д.) Хороший кабель толь-
ко подчеркнет достоинства вашего уси-
лителя.
Также (бюджетный вариант) в каче-
стве межблочных с неплохим звучанием
можно применить компьютерный провод
UTP-5 (витая пара 5-й категории), UTP-6
или радиопровод ПРППМ.
Восьмая группа вопросов связана с
особенностями настройки усилителя. Я не
думаю, что подбор рекомендованных
мною напряжений вызовет затруднения
у людей, хоть раз державших паяльник в
руках. Единственное, вольтметр должен
иметь высокое входное сопротивление.
Ток лампы удобно контролировать по па-
дению напряжения на катодном резисто-
ре. Зная сопротивление этого резистора
и падение напряжения на нем, по закону
Ома легко вычисляем ток I = 1Ж
Для правильной фазировки (очень
важно) нужно иметь генератор и 2-х лу-
чевой осциллограф. Если осциллограф
однолучевой, то можно настроить по фи-
гурам Лиссажу, подав сигналы с выхода
усилитея на входы “X” и “У”. Вместо ге-
нератора можно воспользоваться тесто-
вым диском, с записанными на нем сиг-
налами. Выпущены они редакциями жур-
налов “Салон А\Г и “Радиохобби”. Смысл
фазировки: фаза сигнала на входе уси-
лителя равна фазе сигнала на его выхо-
де. Если это не так, меняйте местами
выводы вторичной обмотки выходного
трансформатора.
Девятая
группа вопросов затрагива-
ет схемотехнику. Чаще всего применяет-
ся три разновидности схем.
1) Резистивный входной каскад.
2) Входной каскад БАРР.
3) Усилитель по схеме “Лофтин-Уайт”.
Каждая схема имеет свои достоин-
ства и недостатки, поэтому коротко ска-
жу об особенностях.
Усилитель на резисторах - наиболее
простой и, как правило, хорошо звуча-
щий. Мне такое включение нравится боль-
ше всего.
Усилитель со входным каскадом
БРРР (каскаде динамической нагрузкой)
был подробно описан в моей статье “И
снова ламповый, однотактный”, опубли-
кованной в [3]. Статья достаточно боль-
шая и подробная, поэтому ее лучше про-
читать целиком.
Усилитель по схеме “Лофтин-Уайт” не
имеет разделительного конденсатора,
поэтому можно немного сэкономить. Но
есть и особенности звучания, например,
более “рыхлый” и, как следствие, плохо
артикулируемый низкочастотный диапа-
зон, из-за большого номинала катодного
резистора.
Не очень нравится и сильная зави-
симость звучания от сопротивления в
цепи катода выходной лампы и повышен-
ное (из-за схемотехнических особеннос-
тей) напряжение питания, как правило от
350 В и выше. Но есть и ярые поклонни-
ки этой схемы, которые отмечают удиви-
тельную “чистоту и заоблачную прозрач-
ность” (цитата не моя) в прорисовке
музыкальных образов, так что выбор сно-
ва за вами, уважаемые читатели.
Существуют также схемы с разде-
лительными межкаскадными трансфор-
маторами. Но хороший “межкаскадник”
стоит дороже хорошего разделительно-
го конденсатора, его применение дол-
жно быть оправдано в каких-то конкрет-
ных случаях. Обратитесь к литературе,
если интересно, попробуйте.
Десятая
группа вопросов связана с
акустическими системами, применяе-
мыми совместно с однотактными уси-
лителями.
Общее правило-чувствительность
акустики от 90 дБ, так как мощности
усилителей небольшие. Хорошо приме-
нять системы, динамики которых име-
ют бумажные диффузоры, потому что
“бумажник” наилучшим образом “обра-
щается” с музыкальным сигналом (мож-
но сказать, очень бережно и деликат-
но). Некоторые используют давно забы-
тую открытую акустику, но имейте вви-
ду, что звучание таких систем настоль-
ко-не привычно и не похоже на совре-
менное, что может оттолкнуть вас от
применения этих изделий, принимая во
внимание также их большие габариты
и акустическое короткое замыкание на
низких частотах.
Слушайте и выбирайте сами. Из-за
нехватки места в наших квартирах
очень часто применяется полочная аку-
стика (например, КЕБ 01 и т.д.), кото-
рая дает очень неплохие результаты.
Для тех, кто самостоятельно хочет
изготовить акустические системы, нуж-
но сказать, что процесс этот очень дол-
гий и сложный, требующий немалых
знаний, столярных навыков, терпения и
аккуратности. Вряд ли кого-то устроит,
как предмет интерьера, безобразный уг-
ловатый ящик без отделки, но опять же
- выбирать вам.
В заключении я хотел бы поблаго-
дарить моего друга А.И. Манакова за
консультации при подготовке этой ста-
тьи, В. Зимакова (1-АисЧо) за предостав-
ленные лампы 6 1 .6 вА (1964 год). Про-
буйте, экспериментируйте, слушайте
ваши конструкции - и результат не зас-
тавит себя долго ждать, ведь качествен-
ное звучание - это целый мир, которо-
го вы все достойны.
Литература
1. “Радиолюбитель”, N59/2003, с. 6-7.
3. “Радиолюбитель”, №3/2004, с.35-37.
----------------------------------------------------------------1 29
Радиолюбитель - 0 9 /2 0 0 5 |
предыдущая страница 27 Радиолюбитель 2005-09 читать онлайн следующая страница 29 Радиолюбитель 2005-09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст