(
В ПОМОЩЬ АВТОЛЮБИТЕЛЮ
I
Дмитрий Шабров
Тел.: (095) 306-4002
J А вто м о б и льн ы й
I
т а х о м е т р
Автомобильный тахометр обеспечивает:
-
измерение и индикацию напряжения бортсети автомобиля.
- измерение и индикацию оборотов двигателя.
- измерение и индикацию времени поездки.
- измерение и индикацию суммарного количества циклов двига ге&1с
- индикацию состояния клапана холостого хода.
- измерение и индикацию температуры охлаждающей жидкости.
-
включение электродвигателя принудительного охлаждения при
превышении порога температуры.
Первоначально в качестве температур-
ных датчиков были использованы
DS1621, однако при эксплуатации ав-
томобильного тахометра была обнару-
жена большая погрешность при изме-
рении температуры двигателя. Погреш-
ность возникала из-за плохого тепло-
вого контакта между охлаждающей
жидкостью и цифровым датчиком тем-
пературы. В связи с этим было решено
измерять температуру охлаждающей
жидкости с помощью штатного датчи-
ка температуры, измеряя напряжение
на его выходе с помощью АЦП.
Для уменьшения погрешности было
исследовано четыре датчика темпера-
туры для ВАЗ-2109 ТМ-106. Датчики
помещались в воду, нагреваемую ки-
пятильником, подключенным через ти-
ристорный регулятор. Регулятор необ-
ходим для обеспечения медленного
нагрева. Датчик имеет большую тепло-
вую инерцию. Для обеспечения устано-
вившегося режима необходим медлен-
ный нагрев. Питание датчика осуществ-
лялось от штатного автомобильного
указателя температуры. Для большей
достоверности показаний двигатель
был заведен, при этом напряжение бор-
тсети составляло 13,9 В. Измерялась и
фиксировалась зависимость показа-
ний АЦП от температуры. По результа-
там измерений была синтезирована
функция
Y = 10694,1885339*Хл(-1,0042726).
где X - температура, Y - напряжение
на входе АЦП.
С помощью этой функции были рас-
считаны недостающие точки для запи-
си в таблицу. В программе использует-
ся табличный метод перекодировки
напряжения АЦП в температуру. Изме-
няя содержимое таблицы, легко под-
строится под любой датчик.
В схеме применен 8-разрядный 12-
битовый АЦП МСР3208. АЦП исполь-
зуется для измерения напряжения бор-
тсети автомобиля и для измерения тем-
пературы. Остальные шесть ка на те
зарезервированы. Без каких-либо пе-
ределок подойдет АЦП МСР3204 - че-
тырехканальный АЦП. Применение
АЦП фирмы Microchip продиктовано
I
-------------------
низкой стоимостью при неплохих ха-
рактеристиках. Схема включения АЦП
особенностей не имеет и соответству-
ет требованиям, указанным в специ-
фикации на микросхему. Тактовый
вывод БСК объединен с тактовым вы-
водом С1_К микросхемы 24с02. При
обработке результатов измерений
данные от АЦП обрезаются до 8 бит.
При этом точность измерений состав-
ляет 5/256 = 19 мВ. Такая точность яв-
ляется достаточной для измерения
напряжения бортсети (индикация с
дискретностью 0,1 В) и температурь!.
С другой стороны, такая точность из-
мерений не накладывает дополни-
тельных требований на стабильность
опорного напряжения, которое со-
ставляет 5 В.
Автомобильный тахометр представ-
ляет собой функционально закончен-
ный блок, который устанавливается в
салоне автомобиля ВАЗ-2101 -09 с кар-
бюраторным двигателем.
Схема
Принципиальная схема автомобильно-
го тахометра приведена на рис. 1.
Тахометр питается от сигнала
+12 В зажигание автомобиля. При под-
ключении нужно учитывать, что изме-
рительная цепь подключается непос-
редственно к плюсовому выводу акку-
мулятора. Минусовой провод также
подключается к минусовому выводу ак-
кумулятора непосредственно, так как
тоже участвует в измерении напряже-
ния бортсети.
В качестве индикатора использует-
ся четырехстрочный двадцатисимволь-
ный ЖКИ РС20041ЯЗ СЫН - Н со све-
тодиодном подсветкой фирмы РомгегАр.
Подключение индикатора к контролле-
ру осуществляется по 7-проводному
интерфейсу (мультиплексированная
шина данных) и соответствует специ-
фикации на микросхему.
Все выводы портов процессора под-
ключаются к цепи питания +5 В через
резисторы сопротивлением 10 кОм.
Частота кварцевого резонатора ZQ1
процессора может быть любой. Необ-
ходимо лишь подобрать константы в
строках 223,224 программы для обес-
печения времени прерывания от тайме-
ра 050 мс.
Для диагностики состояния клапа-
на холостого хода применен оптрон
LTV829. Оптрон LTV829 может быть
заменен на 4N35 без каких-либо до-
работок.
Вход измерения температуры удоб-
но подключить под торпедой (ВАЗ 2109,
высокая панель) к проводу, идущему
к указателю температуры охлаждаю-
щей жидкости (провЬд зеленого .цве-
та с белой полосой). Входно^олро-
тивление цепей измерения составля-
ет порядка 120 кОм и не оказывает
влияния на работу штатного указате-
ля температуры.
Тахометр использует следующие
цепи для подключения (таблица 1 ).
Программное обеспечение
При ассемблировании необходимо,
чтобы include-файлы находились в од-
ном директории с основным файлом
или указать другой путь в конце файла
SUASM.
При включении питания про-
цессор инициализирует рабочие ячей-
ки ОЗУ. Далее инициализируется кон-
троллер ЖКИ, проверяется байт75Н по
смещению 5 в микросхеме памяти ;
{
| Радиолюбитель - l I /2005 (
предыдущая страница 2 Радиолюбитель 2005-11 читать онлайн следующая страница 4 Радиолюбитель 2005-11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст