^
"РЛ": ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ
I
П
р
и
е
м
о
- п
е
р
е
д
а
ю
щ
а
я
А. Боглов, -
^
И. Гончаренко
I
О
В
Т
О
М
О
б и Л
Ы
Ю
Я
Наличие в автомобиле радиостанции
для личной связи ставит особые тре-
бования к приемо-передающей антен-
не. Так как она в первую очередь явля-
ется передающей, то должна быть
согласованной и иметь высокий (на-
сколько это вообще возможно для уко-
роченной антенны) КПД. Ее характери-
стики должны быть не подвержены вли-
янию близко расположенного корпуса
машины и иных близко расположенных
проводящих и заземленных предметов,
а расположение ее должно исключать
вмешательство в конструкцию автомо-
биля во избежание проблем с ГАИ. Кро-
ме того, редкий автомобилист для- ус-
тановки антенны отважится сверлить
кузов своей “легковушки”. Вместе с тем
крайне желательно расположение ан-
тенны внутри салона, чтобы исключить
возможность случайного или на-
меренного повреждения и влияние на
нее атмосферных воздействий.
Простейшая штыревая антенна,
расположенная над кузовом, не удов-
летворяет ни одному из перечисленных
требований. Она имеет малый КПД, ее
резононсная частота (а следовательно
и степень согласования) сильно зависят
от расположения заземленных предме-
тов. Еще хуже ведет себя штыревая ан-
тенна при расположении штыря внут-
ри салона, например, вдоль середины
заднего стекла. Из-за того, что она ок-
ружена металлом кузова, еще более
падает ее действующая высота и КПД.
Намного лучшие результаты полу-
чаются при использовании рамочных
антенн, которые значительно менее
критичны к проводимости земли и ее
близкому расположению, а также
имеют более высокий КПД. Хорошие
0,565
результаты дает рамочная антенна
ООЯЯ [
1
], имеющая диаметр рамки
685 мм при высоте над проводящей по-
верхностью 76 мм (для 28 МГц), кото-
рую удобно расположить над крышей
автомобиля вместо рамы багажника.
Но, к сожалению, ее конструкция не
удовлетворяет требованиям ГАИ и,
кроме того, исключает возможность
установки багажной рамы.
Авторами была исследована воз-
можность использования для указан-
ных целей антенны типа укороченный
“квадрат”. Ее электрическая схема
показана на рис.
1
.
Антенна представляет собой рамку
с коэффициентом укорочения около
0,3. Электрическое удлинение достига-
ется дополнительными шлейфами \/\/
1
,
\А/2 и конденсатором С1, включенным
в точки антенны, соответствующие мак-
симальным противофазным напряже-
ниям, что эквивалентно увеличению
концевой емкости элементов. Следует
отметить, что такая антенна имеет боль-
ший КПД, чем антенна, в которой ис-
пользуются удлиняющие катушки
индуктивности, например, любая ав-
томобильная штыревая антенна. Дело
в том, что в этом варианте выбрасыва-
ются части элемента, вносящие малый
вклад в общее излучение, по которым
протекает ток с небольшой амплитудой.
Использование двух видов удлинения
позволяет с одной стороны получить
приемлемые размеры шлейфов, а с
другой - входное сопротивление на ре-
зонансе, близкое к 50 Ом.
Антенна выполнена из изоли-
рованного провода МГТФ0,5. Из этого
же провода выполнены шлейфы \/\/
1
,
'А/
2
, проводники которых расположены
Й45
0,565
U L rn z '
ТЕП-ZT ;
0,45
0
,665
С1
5...25
0.665
вплотную друг к другу и не скручены
между собой. Конструктивно петля раз-
мещена под резинкой уплотнителя зад-
него стекла в салоне автомобиля.
Шлейфы
№1,
IV2 сложены втрое по
длине и вместе с конденсатором С
1
размещены в пластмассовой трубке
подходящего диаметра, располагаемой
вертикально посередине заднего стек-
ла (рис.
2
). Концы трубки сплющены и
на трении также вставлены под уплот-
нитель. Поскольку укорачивающий кон-
денсатор включен между узлами токов,
то даже при мощности передатчика
0.5.
..1 Вт амплитуда напряжения на С1
достигает нескольких десятков вольт.
При указанной мощности в качестве С1
можно использовать конденсаторы
КМ4-21 (рис.
2
).
Настройка антенны по минимуму
КСВ производится С1. При указанных
на рис.
1
размерах (соответствующих
заднему стеклу ВАЗ 2106) резонансная
частота антенны перестраивается С
1
от
20 до 36 МГц. Такой запас по частоте
позволяет считать приведенные разме-
ры петли ориентировочными и на прак-
тике выполнять петлю в соответствии с
имеющимися формой и периметром
заднего стекла. Экспериментально сня-
тые характеристики, приведенные на
рис. 3, соответствуют антенне с разме-
рами, указанными на рис.
1
, и установ-
ленной под уплотнителем заднего стек-
ла ВАЗ 2106.
В диапазоне 27-28 МГц антенна яв-
ляется узкополосной (рис. За), как,
впрочем, все укороченные антенны.
Эксперименты показали, что имеется
и второй резонанс, соответствующий
Резинка уппотнитепя
Трубки из
диэлектрика
диаметром
6 ...
12 мм
Провод антенны
Рис. 1
Рис. 2
| Радиолюбитель - 02/2006
предыдущая страница 7 Радиолюбитель 2006-02 читать онлайн следующая страница 9 Радиолюбитель 2006-02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст