1
В П О М О Щ Ь А В Т О Л Ю Б И Т Е Л Ю
\
Игорь Новоселов
г. Екатеринбург
E-mail:
Автомобильны й мультиметр позволяет водителю получать инф ормацию
о текущ ем времени, напряж ении аккумулятора, тем пературе внутри
салона и снаруж и, частоте вращ ения коленчатого вала.
А втом обильны й м ультим етр
Эксплуатационные характеристики:
- погрешность хода часов не более, с/сутки.
............................................................................................................................
1,3
- время хода часов при отключенном питании, ч .
......
:.....................................................................................................
40.
..50
- погрешность измерения напряжения, В .
................................................................................................................................
0,1
- максимальное напряжение на входе вольтметра, В .
.........................................................................................................
25,5
- погрешность измерения температуры в диапазоне -20.
..+100 °С не более, °С .
..........................................................
1
- рабочий диапазон температур, ° С .
............................................................................................................................
-40.
..+100
- погрешность измерения частоты вращения коленчатого вала в установившемся режиме работы двигателя
(усредняется за последние 3 с)/при изменяющихся оборотах (усреднение за последнюю секунду), об/мин.
..........
10/30
- потребляемый ток в режиме работы/в режиме отключенной индикации/
при отключенном питании, м А .
...................................................................................................................................
<100/9/0,03
Схема
Схема электрическая принципиальная автомобильно-
го мультиметра приведена на
рис. 1.
Печатная плата, разработанная сторонним радио-
любителем, приведена на
рис. 2.
Для сохранения результатов измерения и непре-
рывной работы часов при отключении питания в муль-
тиметре используется ионистор С6 емкостью 1 Фарад.
Схему можно упростить, убрав нижний индикатор,
ионистор и кнопку S1. Тогда останутся все функции
измерений, но на одном индикаторе, не будет хода ча-
сов при отключенной массе, нельзя будет отключать
прибор с кнопки S1.'
Вывод контролируемых величин производится дву-
мя светодиодными семисегментными индикаторами
HG1, HG2 типа СА25-12. Каждый индикатор имеет че-
тыре знакоместа и двоеточие (есть еще несколько не-
используемых точек).
Примерные изображения показаний прибора приве-
дены на
рис.
3.
Управление прибором осуществляется тремя кноп-
ками.
Кнопка S2 “UP/+” переключает на верхнем индика-
торе HG1 индицируемый параметр по циклу “часы - воль-
тметр - термометр 1 - термометр 2 - тахометр - часы”.
Кнопка S3 “Смена/выбор/Вкл” может менять мес-
тами отображаемую информацию между нижним и
верхним индикаторами, т. е. можно установить вывод
контролируемых величин на любой из двух индикато-
ров. При этом если на верхнем и нижнем индикаторах
установлен одинаковый параметр, на нижнем произой-
дет фиксация последнего значения, если же на инди-
каторах разные параметры, индикация на них будет
обновляться каждую секунду.
Кнопкой S1 “O FF/-” при первом нажатии можно пога-
сить верхний индикатор, при втором - оба. Включить ин-
дикацию можно кнопкой S3 "Смена/выбор/Вкл”. Для вхо-
да в режим установки часов необходимо кнопку S3 “Сме-
на/выбор/Вкл” удерживать нажатой не менее трех секунд.
.
| -------------------------------------------------------------------------------------------------
Можно изменить способ подключения устройства
к бортовой сети. Для этого необходимо отключить про-
водник, идущий к аккумуляторной батарее, и присое-
динить его к зам ку зажигания так, чтобы питание по-
ступало только при повороте ключа зажигания. При
этом диод VD2, питающий DD1, остается подключен
непосредственно к аккумуляторной батарее. В этом
случае при выключенном зажигании мультиметр пе-
реходит в режим низкого потребления тока (3 мА).
Термодатчики на основе терморезисторов с отри-
цательным ТКС можно подключить к прибору с помо-
щью коаксиального кабеля длиной до 1,5 м, оплетка
кабеля должна иметь хороший электрический контакт
с корпусом терморезистора. Общий провод отдатчи-
ков термометра не должен касаться металлических
частей автомобиля.
Программирование
Программа на ASM для PIC16F873 содержит подпрог-
рамму для чтения таблицы соответствия между полу-
ченным кодом АЦП и измеренной температурой. Од-
нако, так как все терморезисторы даже одного номи-
нала имеют несколько различающиеся параметры, зту
таблицу нельзя рассчитать на все случаи жизни. Для
устранения этой проблемы написана программа под
DOS, которая формирует таблицу по двум точкам за-
висимости температура-код АЦП. .
Рекомендации по работе с программой:
- запустить программу
termometr.exe,
указать режим “к” -
калибровка. Адрес начала таблицы - 800;
- текст полученного файла дописать к готовому МЕХ
ф айлу
м ул ьтим етра
(б ез
последней
стр о ки
“:00000001 FF” - это конец файла) и сохранить под дру-
гим именем, например,
klbr.hex-,
- запустить программу
termometr.exe
в режиме “к”,
но уже с адресом С00 (адрес в шестнадцатеричной си-
стеме);
- полученны й те кст такж е добавляем в конец
klbr.hex
без последней строки файла
klbr.hex.
Новый
| Радиолюбитель - 0 3 /2 0 0 6
предыдущая страница 7 Радиолюбитель 2006-03 читать онлайн следующая страница 9 Радиолюбитель 2006-03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст