і
'
АВТОМАТИКА
\
А лександр С екториан
г. Москва
E-mail: [email protected] suncheek.tk
"Генератор настроения"
с дистанционным управлением
И дея
Получение широкой гаммы цветов
на основе смешения излучения не-
скольких, так называемых базовых,
источников света известно доста-
точно давно. Ярким примером воп-
лощения этой идеи служат всевоз-
можные цветные видеоэкраны раз-
личного принципа действия. В пос-
леднее время появились и специаль-
ные светильники (в основном свето-
диодные), работающие на этом же
принципе. Несколько лет назад пе-
ред очередными новогодними праз-
дниками автор этой статьи решил
воплотить идею освещения регули-
руемой яркости и цветности у себя
дома. Как известно, яркость и отте-
нок света обладают психологичес-
ким действием на человека, влияя ■
на его настроение и даже самочув-
ствие. Получившаяся установка пол-
ностью подтвердила зту теорию,
благодаря чему получила название
“генератора настроения”.
И сточники с в е т а
В первую очередь для воплощения
идеи “ген ератора” требовалось
выбрать сравнительно мощные ис-
точники цветного света. Работая в
области проектирования искусст-
венного освещения, автор давно
отказался от применения ламп на-
каливания в освещении собствен-
ного жилища, поэтому этот вари-
ант сразу отпал. Нелишне также
заметить, что сами по себе неэко-
номичные тепловые лампы стано-
вятся “расточительнее” еще в не-
сколько раз после того, как их свет
оказывается пропущен через цвет-
ные фильтры. Сказанное относит-
ся и к популярным сегодня галоген-
ным лампам низкого напряжения,
вдобавок их цветные модификации
дают строго направленный свет,
раздражающий глаза и не позво-
ляющий добиться равном ерного
освещения.
Таким образом, в поле рассмот-
рения осталось только два вида ис-
точников света: люминесцентные
14
| ------------------------------------------------- ------------
лампы и светодиоды. К сожалению,
на момент изготовления установ-
ки единичные светодиоды еще не
позволяли получить заметное ко-
личество света, к тому же их свет
был также значительно сконцент-
рирован в луче. Судя по некоторым
данным, эта проблема далека от
успешного решения и на сегодняш-
ний день. Идея набрать источник
света необходимого размера из
множества сверхъярких светодио-
дов отпала сразу из-за явно астро-
номической цены получающ ейся
конструкции.
В результате выбор был оста-
новлен на люминесцентных лампах.
Основная техническая проблема -
плавное регулирование их яркости
- на момент создания установки
уже проблемой не являлась в силу
разработки различными фирмами
специальных регулируемых балла-
стов с низковольтным управлени-
ем. Такие балласты и было реше-
но применить в “генераторе”.
Следующий по важности воп-
рос заключался в выборе конкрет-
ных моделей ламп для получения
нужного эффекта. Вначале была
сделана попытка решения задачи
“в лоб”, а именно подбора RGB-си-
стемы из ламп соответственно
красного, зеленого и синего цвета
мощностью по 36 Вт производства
компании Philips. Эти лампы были
закуплены, но тут автора ждал до-
вольно неприятный сюрприз.
Дело в том, что для получения
полноценной гаммы цветов, вклю -
чающей оттенки белого, световые
потоки всех трех ламп должны на-
ходиться в определенных пропор-
циях. Однако оказалось, что в от-
личие от синей и зеленой ламп,
красная лампа вместо специально-
го люминофора имеет красное по-
крытие колбы, в результате чего ее
световой поток в несколько десят-
ков раз (!) меньше двух других. На
практике это означало, что красная
составляющая оказалась вовсе не-
заметной в спектре “генератора” .
Такой поворот событий мог озна-
чать несостоятельность идеи в це-
лом, но к счастью выход из ситуа-
ции был найден: красная лампа
производства Philips была замене-
на на розовую лампу производства
Osram, параметры которой вполне
соответствовали требованиям “ге-
нератора”.
К он струкц и я
К ак уже стало ясно из описания
выбранных источников света, реа-
лизация идеи “генератора” подра-
зумевает использование минимум
трех одноламповых люминесцент-
ных светильников. Если принять во
внимание тот факт, что в распоря-
ж ени и автора о ка за л и сь лиш ь
двухламповые регулируемые бал-
ласты Philips, это означало сомни-
тельное “украшение” стены жилой
квартиры сразу двумя группами из
трех реечных светильников.
К сожалению, готовых трехлам-
повых светильников ни в одном до-
ступном каталоге не оказалось, что
и породило идею самостоятельно-
го переоборудования двухлампо-
вых. Как нельзя более хорошо для
этой цели подошли два доставших-
ся автору в незапамятные време-
на светильника серии 1134 москов-
ского завода “Сатурн” (рис. 1 -
см.
на 3-й странице обложки). Словно
предвидя идею “генератора”, кон-
структоры оставили достаточно
большое расстояние между лампа-
ми, а точно по оси светильника сде-
лали дополнительные крепления
для ламповых патронов. Благода-
ря этой особенности получившая-
ся трехл ам повая м одиф икация
выглядит вполне по-заводскому.
И спол ьзование корпусов от
1134 позволило решить проблему
размеров установки и (частично) -
внеш него вида. Эти светильники
комплектуются нризматическими
рассеивателями, которые хотя и
выглядят несколько официально,
успешно скрывают все технические
подробности от непосвящ енны х
I Радиолюбитель - 0 4 /2 0 0 6
предыдущая страница 14 Радиолюбитель 2006-04 читать онлайн следующая страница 16 Радиолюбитель 2006-04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст