\
В ПОМ ОЩ Ь АВТОЛЮБИТЕЛЮ
і
Напряжение и заряд - под контроль!
В асилий С околов
г. Сыктывкар
Термокомпенсированный регулятор напряжения
Многим автолюбителям, наверное, знакомы проблемы с вски-
панием электролита летом и последующим доливом воды, с
тасканием на 1М-ный этаж каждый вечер 20-килограммовой
аккумуляторной батареи для подзарядки или просто чтобы
не замерзла зимой.
Термокомпенсированный регулятор напряжения поддер-
живает оптимальное зарядное напряжение при любой тем-
пературе, не допуская перезаряда или недозаряда аккуму-
ляторной батареи. Установив данное устройство на автомо-
биль, можно забыть, где стоит аккумуляторная батарея, за-
водится в любой мороз (я заводил после 12-ти часов стоянки
при температуре -36°С).
Схема электрическая принципиальная устройства при-
ведена на рис. 1.
Данное устройство от-
личается от многих других
применением двухпорого-
вого компаратора, что
предотвращает сильный
перезаряд при обрыве
цепи датчика и обеспечи-
вает отключение обмотки
возбуждения при сниже-
нии напряжения ниже 7 В
(холодный пуск).
Подключают устрой-
ство следующим обра-
зом:
измерительный
вход “+АКБ” подключают
непосредственно к клем-
ме аккумуляторной бата-
реи, а датчик температу-
ры - к боковой стенке
аккумуляторной батареи. Датчик температуры следует
подключать двумя проводами, т.е. минусовой его вывод
к массе должен подключаться непосредственно в самом
регуляторе, а не возле аккумуляторной батареи, иначе
устройство не будет работать должным образом.
Напряжение на аккумуляторной батарее, рассчитанное
по формуле:
U = 13,88-0,0405 ( t - 15), В,
(t - температура аккумуляторной батареи в °С), выставляет-
ся подстроечным резистором R7. При замене датчика тем-
пературы необходимо повторно провести установку опорно-
го напряжения.
Микросхему DA1 лучше использовать типа LM393,
LM2903 (DIPS) или их аналоги.
Т ерм оком пенсированны й
индикатор нап ряж ени я
Индикатор предназначен для контро-
ля зарядного напряжения в зависи-
мости от температуры аккумулятор-
ной батареи. Устройство просто в из-
готовлении и настройке, так как име-
ет всего один подстроечный резис-
тор. На рис. 2 приведена схема элек-
трическая принципиальная термо-
компенсированного индикатора на-
пряжения.
Во время индикации горит только
один светодиод- Н1.3 “зеленый”, ука-
зывающий на нормальную зарядку
при работающем двигателе и нор-
мальное напряжение на аккумулятор-
ной батарее без нагрузки (при очень
низкой температуре и неработаю-
щем двигателе может гореть и НЬ2
18
t
| Радиолюбитель - 0 4 /2 0 0 6
предыдущая страница 18 Радиолюбитель 2006-04 читать онлайн следующая страница 20 Радиолюбитель 2006-04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст