і
В ПОМ ОЩ Ь АВТОЛЮБИТЕЛЮ
^
“желтый”, индицирующий низкое напряжение, хотя напря-
жение находится в норме).
Светодиод Ш_4 “желтый” индицирует допустимый пе-
резаряд.
Светодиод Ш_5 “красный” индицирует критический пе-
резаряд.
Светодиод НЬ2 “желтый” индицирует недозаряд акку-
муляторной батареи.
Светодиод Н И “красный” индицирует критический не-
дозаряд.
Во многих статьях обозначают пределы процентами
заряженности, что, по-моему, не верно, т.к. температур-
ный коэффициент оптимального зарядного и выходного
напряжения на аккумуляторных батареях разный.
Резисторы в делителе напряжения необходимо подо-
брать при помощи цифрового омметра. Стабилизатор тока
на полевом транзисторе обеспечивает стабильную яркость
свечения светодиодов при изменении напряжения.
Настройка термокомпенсированного индикатора на-
пряжения сводится к установке порога загорания между
светодиодами Ш З “зеленый” и Н1.4 “желтый” (допусти-
мый перезаряд).
Напряжение верхнего порога зеленой зоны рассчиты-
вается по формуле:
и = 14,2-0,0405(1-15), В,
где I - температура от датчика, °С.
Датчик прикрепляется непосредственно к стенке ак-
кумуляторной батареи. Выводы «+АКБ» и «-АКБ» подсо-
единяются непосредственно к клеммам аккумулятора.
Микросхему К1401СА1 можно заменить на 1.М339,
1.М239,1.М2901.
Устройство разрабатывалось после установки на
автомобиль термокомпенсированного регулятора на-
пряжения и очень хорошо работает. Если в автомобиле
установлен Вольтметр, то индикатор, в принципе, не
нужен.
4 а
И ндикатор неполноценного за р я д а
Индикатор предназначен для обнаружения падения на-
пряжения в бортовой сети автомобиля, например, при
большом количестве потребителей и низких оборотах дви-
гателя (холостой ход с ближним светом фар и т.п.), при
грязных или изношенных щетках генератора или про-
скальзывании ремня.
Индикатор работает следующим образом. Как Извес-
тно, регулятор работает в импульсном режиме (включа-
ет и выключает обмотку возбуждения), если обмотка не
переключается, то генератор не справляется с нагрузкой
и часть нагрузки переходит на аккумуляторную батарею,
тогда и загорается светодиод.
В авторском варианте индикатор работает совместно
с термокомпенсированным регулятором напряжения, но
может работать и с промышленными электронными ре-
гуляторами. С электроконтактными регуляторами инди-
катор работает плохо.
к обмотке
О
возбуждения
генеоатооа
Рис. 3
масса
О-
Подключается индикатор параллельно обмотке воз-
буждения генератора, на рис. 3 показано подключение
индикатора, когда один вывод обмотки возбуждения со-
единен с массой. В таблице 1 приведены возможные со-
стояния стандартной лампочки и индикатора.
Как видно из таблицы 1, стандартная лампочка заго-
рается в случае, когда уже требуется “хирургическое” вме-
шательство в электронику автомобиля и ничего не пока-
жет, когда вы вскипятите аккумулятор.
1кз
Таблица 1
Диагностика неисправностей
Стандартная
лампочка
Светодиод
индикатора
Состояние
двигателя
Напряжение
Возможная неисправность
горит
горит
не работает
норма
не горит
не горит
работает
норма
норма
не горит
горит
холостые
обороты
пониженное
если кратковременно, например, на светофоре, то норма, иначе
следует разгрузить генератор
не горит
горит
повышенные
обороты
пониженное
сильно разряжен аккумулятор; слишком большой ток потребления
(неисправно какое-нибудь устройство); загрязнение или износ щеток
генератора; проскальзывает ремень; неисправен генератор
не горит
горит
работает
повышенное
выход из строя транзистора (короткое замыкание) регулятора
напряжения; если один вывод обмотки возбуждения подключен к “+”,
то замыкание второго вывода на массу
горит
горит
работает
пониженное
обрыв в цепи обмотки возбуждения; обрыв обмотки возбуждения;
неисправен генератор
горит
не горит
пониженное
9
выход из строя транзистора (обрыв) регулятора напряжения; обрыв в
цепи питания регулятора напряжения
не горит
не горит
работает
не норма
неисправен регулятор апряжения
І ■*
Радиолюбитель - 0 4 /2 0 0 6 |
предыдущая страница 19 Радиолюбитель 2006-04 читать онлайн следующая страница 21 Радиолюбитель 2006-04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст