I
ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ
t
Леонид Ридико |
г. Минск
Окончание. Начало в № 4-5/2006
Проблема выключения питания
зарядного устройства
Если во время зарядки питание за-
рядного устройства было выключено,
при включении должен происходить
переход на фазу определения нали-
чия аккумулятора. При этом процесс
зарядки начнется сначала, но в силу
того, что для определения момента
окончания быстрой зарядки исполь-
зуются независимые от общего вре-
мени зарядки критерии, быстрый за-
ряд продлится необходимое для пол-
ной зарядки время. А вот дозарядка
будет повторена полностью, несмот-
ря на то, что она, возможно, уже была
частично выполнена. Но это практи-
чески не создает проблем, так как ак-
кумуляторы, находящиеся в стадии
дозарядки, считаются готовыми к ис-
пользованию, и их можно вынуть в
любой момент. Единственным мину-
сом является перезаряд, который
испытывают аккумуляторы при мно-
гократной дозарядке. Даже если пе-
риодически запоминать в энергоне-
зависимой памяти текущее состоя-
ние процесса зарядки, это не решит
проблем. Невозможно учесть само-
разряд, так как неизвестна продол-
жительность пребывания зарядного
устройства в обесточенном состоя-
нии. К тому же, в обесточенном со-
стоянии аккумуляторы могли быть
вынуты или заменены. Полностью
эта проблема решена в “умных” Ы+
аккумуляторных сборках, которые
внутри содержат контроллер, изме-
ряющий величину заряда, сообщае-
мого аккумулятору или полученного
от него. Это позволяет в любой мо-
мент точно определять степень заря-
да аккумулятора.
Тем не менее, одним из требова-
ний, предъявляемых к зарядному ус-
тройству, является низкий разряд
установленных аккумуляторов при
отсутствии питания устройства. Ток
разряда через цепи обесточенного
зарядного устройства не должен пре-
вышать примерно 1 мА.
30 |------------------------------------------
Н е м н о г о о з а р я д к е
N iM H и N iC d
а к к у м у л я т о р о в
Определение первичных
источников тока
Кром е аккум уляторов, в ф орм -
ф акторе АА и ААА вы пускаю тся
первичные источники тока (их на-
зывают батарейки, хотя это и не
совсем правильно). Основное рас-
пространение получили первичные
источники двух типов: щелочные
(alkaline) и марганцево-цинковые.
Щ елочные источники имеют ем-
кость в 5-7 раз выше, но они и бо-
лее дорогие.
При установке первичных ис-
точников тока в зарядное устрой-
ство с режимом быстрой зарядки
возможен взрыв, так как вентиля-
ционные отверстия конструкцией
первичных источников тока обыч-
но не предусмотрены. Для устране-
ния такой опасности весьма жела-
тельно, чтобы зарядное устройство
могло отличать первичные источ-
ники тока от аккумуляторов и не
включать режим быстрой зарядки
в случае установки первых.
Отличий между аккумуляторами
и первичными источниками тока от-
носительно немного. Напряжение тех
и других может быть одинаковым, в
процессе разряда оно находится при-
мерно в одном и том же диапазоне.
Единственным отличием является
более высокое внутреннее сопротив-
ление у первичных источников тока.
Именно по этому признаку отличают
первичные источники тока от аккуму-
ляторов контроллеры D S2711/12
фирмы “MAXIM” [3,4]. Полностью за-
ряженные NiMH аккумуляторы раз-
мера АА имеют внутреннее сопротив-
ление порядка25.
..50 мОм, размера
ААА - 50.
.. 100 мОм. В то же время
полностью заряженные щелочные
батарейки размера АА имеют внут-
реннее сопротивление порядка
1 5 0 .
. .250 мОм, разм ера ААА -
200.
. .300 мОм. Как видно, отличить
аккумуляторы от первичных источни-
ков тока можно установив предельное
значение внутреннего сопротивления
порядка 150 мОм. Однако это спра-
ведливо только для полностью заря-
женных аккумуляторов и батареек.
При разрядке у тех и других внутрен-
нее сопротивление растет и разли-
чия в общем случае исчезают.
Для определения первичных ис-
то ч н и ко в
т о ка
контрол л еры
0Э 2711/12 в процессе быстрой за-
рядки каждые 31 сек выключают
зарядный ток и измеряют напряже-
ние на аккумуляторе без тока. По
этому и другому значению, изме-
ренному уже с зарядным током, вы-
числяется внутреннее сопротивле-
ние аккумулятора. Если оно оказы-
вается больш е устан овл енн ого
предела, то процесс зарядки пре-
рывается с индикацией ош ибки.
Из-за того, что у разряженных ба-
тареек и аккумуляторов внутрен-
нее сопротивление может быть
одинаковым, алгоритм не всегда
будет работать. О днако есть не-
сколько эффектов, которые дела-
ют работу зарядного устройства с
таким алгоритмом вполне прием-
лемым. Если пытаться заряжать
батарейку, разряженную до напря-
жения ниже 0.8 В, то зарядное уст-
ройство не включит режим быст-
рой зарядки, пока в режиме пред-
зарядки не будет достигнуто напря-
жение 0.8 В. Поскольку пред-заряд-
ка ведется относительно малым
током, такой режим не может при-,
вести к существенному нагреву и
разруш ению батарейки. Когда на-
пряжение достигнет 0.8 В, то вклю-
чится реж им бы строй зарядки.
Если то к быстрой зарядки 1 А и
более, то высока вероятность того,
что из-за высокого внутреннего со-
противления батарейки напряже-
ние поднимется выше 1.8 В и за-
рядка сразу будет прервана. Если
же этого не произойдет, то заряд-
ку прервет первое измерение внут-
реннего сопротивления. В режиме
быстрой зарядки (током 1 А и более)
для разряж енного аккумулятора
| Радиолюбитель - 06/2006
предыдущая страница 30 Радиолюбитель 2006-06 читать онлайн следующая страница 32 Радиолюбитель 2006-06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст