i -
ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ
l
времени 31 сек окажется достаточ-
но для того, чтобы его внутреннее
сопротивление уменьшилось и про-
верка ошибки не показала. Если же
внутреннее сопротивление окажет-
ся выше нормы, процесс зарядки
прервется. Поэтому для глубоко
разряженного аккумулятора может
потребоваться несколько попыток
старта процесса зарядки, после
чего внутреннее сопротивление ак-
кумулятора станет меньше уста-
новленного порога и процесс за -
рядки пройдет нормально. Таким
образом, введение в алгоритм за -
рядки процедуры определения пер-
вичны х источников то ка м ож ет
вызвать некоторые побочные эф -
фекты, такие как необходимость
перезапуска процесса зарядки глу-
боко разряженного аккумулятора.
Можно, конечно, усоверш енство-
вать алгоритм определения пер-
вичных источников тока. Н апри-
мер, сделать порог внутреннего со-
противления зависимым от напря-
жения на аккумуляторе. Но никто
не может гарантировать полной до-
стоверности определения. К тому
же, новые разработки первичных
источников тока имеют все более
близкие параметры к параметрам
аккумуляторов. Включать опреде-
ление первичных источников тока в
алгоритм работы зарядного устрой-
ства или оставить зто на совести
пользователя - реш ать нуж но в
каждом конкретном случае.
Эффект памяти и
восстановление аккумуляторов
Эффект памяти сильнее всего про-
является в NiCd аккумуляторах как
снижение емкости аккум улятора
при повторяющихся циклах непол-
ной разрядки-зарядки. Суть эф -
фекта состоит в том, что на элект-
родах образуются крупные крис-
таллические образования, в ре-
зультате часть объема активного
вещества аккумулятора перестает
использоваться. Для устранения эф-
фекта памяти рекомендуется полная
разрядка аккумулятора (до напряже-
ния 0.8.
.. 1.0 В) с последующей за-
рядкой. В особо тяжелых случаях
может потребоваться несколько та-
ких циклов. NiMH аккум уляторы
практически свободны от эффекта
памяти. По заявлением производите-
лей, максимальная потеря емкости,
связанная с этим эф ф ектом, не
превышает 5%, что заметить край-
не сложно. Тем не менее, пример-
но раз в месяц рекомендуется пе-
ред зарядкой NiMH аккумуляторов
их полностью разрядить.
Ж елательно, чтобы зарядное
устр о й ство им ело возм ож ность
разрядки аккумулятора с контро-
лем минимального напряжения, по
д остиж ени ю кото р о го разрядка
прекращается. Режим разрядки ак-
кумулятора в зарядном устройстве
полезен не только с точки зрения
восстановления аккумуляторов. Он
оказы вается очень кстати, когда
возникает необходимость зарядить
аккумуляторы с разной или неиз-
вестной степенью начального заря-
да. Перед зарядкой степень заря-
да всех аккумуляторов желатель-
но выровнять, что проще всего сде-
лать их полной разрядкой. Особен-
но актуально это для зарядных ус-
тройств, заряжающих батарею пос-
ледовательно соединенных а кку-
муляторов. Зарядное устройство с
функцией разряда может обладать
возможностью измерения емкости
аккумуляторов, что также очень по-
лезно на практике.
Взаимодействие
аккумуляторов в батарее
Отдельные аккумуляторы в бата-
рее могут иметь несколько отлича-
ющиеся характерйстики. Причиной
этого является разброс парамет-
ров при производстве аккумулято-
ров, неравномерное распредпение
температуры внутри батареи при
эксплуатации и разные темпы ста-
рения отдельных аккумуляторов. В
итоге при зарядке батареи аккум у-
ляторы с меньшей емкостью будут
подвергаться перезарядке. Это
вызывает дальнейшую деградацию
таких акумуляторов и выход их из
строя. С другой стороны, если один
из аккумуляторов в батарее имеет
высокий саморазряд или вовсе за-
корочен, то при попытке полной
зарядки такой батареи перезаряд
будут испытывать исправные а кку-
муляторы.
Аккумуляторы с меньшей емкос-
тью будут разрушаться и в процессе
разрядки батареи. Эти аккумуляторы
окажутся разряженными раньше,
дальнейшая разрядка батареи мо-
жет вызвать очень глубокий разряд
таких аккумуляторов и даже их пе-
реполюсовку. При этом температу-
ра и давление внутри аккумулято-
ров будут повышаться, что может
привести к их разрушению.
В результате даже небольшое
начальное различие емкости аку-
муляторов в батарее будет возра-
стать в процессе эксплуатации, и
это может закончиться разрушени-
ем одного из аккумуляторов. По-
этому нужно стремится к тому, что-
бы степень зарядки отдельных ак-
кумуляторов была по возможнос-
ти одинаковой. В идеальном слу-
чае кажды й аккумулятор батареи
должен заряжаться отдельно. Од-
нако готовые батареи аккумулято-
ров часто имеют всего два выво-
да, поэтому заряжать можно толь-
ко всю батарею сразу. В таком слу-
чае м ож ет оказаться полезным
выравнивание (balancing) степени
зарядки аккумуляторов. Выравни-
вание обязательно нужно произво-
дить для новой или глубоко разря-
женной батареи. Перед началом
вы равнивания контролирую т на-
пряжение на батарее. Если напря-
жение батареи менее 0.8 В/акк.
(т.е. в пересчете на каждый акку-
мулятор), то производят зарядку до
0.8 В /акк. током примерно 0.1С.
Затем нужно произвести выравни-
вание, для чего следует полностью
зарядить батарею током О.ЗС, ог-
раничив процесс заряда временем
4.0.
..4.5 часов. Если батарея акку-
муляторов долго не находилась в
эксплуатации, то рекомендуется
д о по л н и те л ьн о пр о и зве сти не-
с ко л ь ко ц и кл о в за р яд -р а зр яд а
стандартными методами.
Ссылки
[1] - http://www.st.com /stonline/
products/literature/an/2074.pdf
[2] - ICS1700A.pdf
.
[3] - http://pdfserv.m axim -ic.com /
en/ds/DS2711-DS2712.pdf
[4] - http://pdfserv.m axim -ic.com /
en/an/AN3388.pdf
\
31
Радиолюбитель - 0 6 /2 0 0 6 |
предыдущая страница 31 Радиолюбитель 2006-06 читать онлайн следующая страница 33 Радиолюбитель 2006-06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст