\
e-KIT laboratory
l
Лето целое пропеллер.
..
Ым
т
ш
Ш
http:www
.e-kit.ru
Большинство вентиляторов выполнен,
ны в виде бесколлекторных двигате-
лей с внешним ротором, снабженным
крыльчаткой. Напряжение питания со-
ставляет, как правило, 12 В, потреб-
ляемый ток, в зависимости от разме-
ров и мощности, от 70 мА до 0,35 А (у
наиболее мощных). Коллекторные
двигатели не применяют, так как их
щетки довольно быстро изнашивают-
ся и создают сильные шумы и вибра-
ции, а также электрические помехи.
На роторе бесколлекторного двига-
теля установлены постоянные магниты,
а на находящемся внутри него статоре
-обмотки. Переключение тока в обмот-
ках производится с помощью узла, оп-
ределяющего положение ротора по воз-
действию магнитного поля на датчик
Холла. Такие датчики внешне напоми-
нают транзисторы и имеют три вывода
- напряжение питания, выход и общий.
Напряжение на выходе может изме-
няться или пропорционально напряжен-
ности поля, или скачком, в зависимос-
ти от конкретной модели датчика.
На
рис. 1
приведена схема двига-
теля 81)8025-М. На статоре двигателя
расположены четыре идентичные ка-
тушки, содержащие по 190 витков. На-
мотаны они сложенным вдвое прово-
дом. В зависимости от углового поло-
жения датчика Холла относительно ро-
тора, на выходе датчика будет низкий'
или высокий уровень напряжения.
Если уровень высокий, то открыт
транзистор \ЛГ1, \ЛГ
2
закрыт, и через
обмотки группы А протекает ток. Ро-
тор поворачивается, вместе с ним по-
ворачивается и его магнитное поле.
Когда уровень сигнала на выходе ВН1
сменится низким, \ЛГ
1
закроется, а \ЛГ
2
откроется, пропуская ток в группу об-
моток Б. Ротор вращается дальше, ток
снова переключается в обмотки груп-
пы А, и процесс повторяется снова и
снова.
..
В моменты переключения тока на
обмотках двигателя возникают выбро-
сы напряжения (благодаря явлению
самоиндукции). Для уменьшения этих
выбросов параллельно участкам кол-
лектор-эмиттер транзисторов \ЛГ
1
и
\ЛГ
2
подключены конденсаторы С1 и
С
2
. Диод на входе защищает осталь-
ную схему от повреждений в случае не-
правильного подключения питания.
Есть и другие варианты схем вен-
тиляторов.
В процессе эксплуатации возмож-
но высыхание смазки, что приводит к
повреждению поверхности оси ротора
и втулки, а это в свою очередь приво-
дит к усилению вибрации или даже зак-
линиванию ротора. Так что, если по-
явился гул, который исчезает после не-
скольких минут работы, - это харак-
терный признак того, что в подшипни-
ках нет смазки. Еще одной проблемой
является загустевание смазки, по при-
чине низкого качества или попадания
пыли, что является прекрасным тормо-
зом для ротора. Для устранения необ-
ходима разборка и смазка.
Другой тип неисправностей - элек-
трические. Как и в любом другом уст-
ройстве, неисправности эти бывают
двух видов - “нет контакта, где должен
быть, или он есть там, где его не долж-
но быть” - обрыв или замыкание. У об-
моток статора малое активное сопро-
тивление, поэтому при пробое комму-
тирующего транзистора или останов-
ке крыльчатки (попадание туда чего-
либо или заклинивание подшипника)
ток в обмотке значительно возраста-
ет, а это может привести к перегора-
нию проводов.
Для ограничения тока в случае воз-
можной аварии последовательно в
цепь питания вентилятора необходимо
включить резистор сопротивлением
10 Ом. Если возникло желание (просто
непреодолимое) перемогать сгоревшие
обмотки, следует использовать про-
вода марок ПЭВ-2, ПЭТВ-2, ПЭЛБО,
ПЭЛШО подходящего диаметра. Точ-
но соблюдайте число витков, иначе но-
вые обмотки будут перегреваться.
Вышедшие из строя транзисторы
лучше заменять более высоковольт-
ными, подходящими по параметрам
(ну и по размерам тоже.
..), если смо-
жете такие найти. Скорее всего, при-
дется искать другой сгоревший вен-
тилятор для разборки.
Если установленные в двигателе
конденсаторы рассчитаны на напря-
жение меньше 50 В, их рекомендуют
заменять более высоковольтными.
Хотя рассмотреть на мелких деталях
маркировку бывает затруднительно.
Ремонт платы, вероятно, будет
затруднен из-за ее малых габаритов
и особенностей поверхностного мон-
тажа. Обратите внимание на качество
пайки - при работе двигатель доволь-
но сильно вибрирует, и иногда дета-
ли просто отваливаются.
После окончания ремонта и уста-
новки кулера на место проверьте, не-
мешают ли его вращению шлейфы и
провода, иначе придется повторять
процедуру ремонта снова.
Сигнализатор вращения кулера
Итак, двигатель вертится, и все вро-
де в норме. Хорошо, если плата спо-
собна контролировать обороты венти-
ляторов, но ведь у многих еще рабо-
тают “раритеты”, которые и не подо-
зревают о существовании кулеров с
датчиками оборотов. Что можно пред-
принять в этом случае?
Можно попробовать приобрести
устройство TTC-ALC Fan Alarm. К это-
му устройству подключаются до трех
вентиляторов, и при остановке любо-
го из них раздается звуковой сигнал.
Сигнал будет звучать до тех пор, пока
не начнет вращаться вентилятор или
VD1
М1
Рис. 1
38 |
| Радиолюбитель - 06/2006
предыдущая страница 38 Радиолюбитель 2006-06 читать онлайн следующая страница 40 Радиолюбитель 2006-06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст