\
e-KIT laboratory
і
не отключится питание. Только вот на
снижение оборотов (без полной оста-
новки вентилятора) зта штука не реа-
гирует.
А почему бы не попробовать сде-
лать такого “Большого Брата” для ку-
лера самому? Вот и схема для заин-
тересовавшихся - рис. 2.
Схема предназначена для конт-
роля оборотов двигателя с датчиком
вращения. Выход датчика - транзи-
стор с “открытым коллектором”, при
работе этот транзистор открывает-
ся и закрывается (два импульса на
каждый оборот ротора). База тран-
зистора \ЛГ 1 будет периодически со-
единяться с общим проводом, и
транзистор будет закрыт. При сни-
жении оборотов “замыкание” базы
\ЛГ1 на корпус будет происходить все
реже, и напряжение на С1 начнет
увеличиваться (ведь он заряжается
через Я1).
Как только напряжение станет до-
статочным для открытия транзистора,
засветится индикатор НІ
.1
и зарабо-
тает мультивибратор на транзисторах
\ЛГ2 и \ЛГЗ. Если вентилятор все еще
пытается вращаться, то сигналы при-
нимают вид коротких звуковых и све-
товых импульсов.
При полной остановке ротора сиг-
нал становится непрерывным. Недо-
статок данной схемы выяснился в про-
цессе опытной проверки - если ротор
полностью останавливается в опреде-
ленном положении относительно ста-
тора, тревожный сигнал не подается,
хотя на уменьшение оборотов схема
реагирует нормально. Возможно, про-
сто попался неудачный вентилятор.
Еще одна схема, которая рассчи-
тана на подключение к двигателю без
тахометрического датчика. Реагирует
она и на замедление вращения рото-
ра, и на полную его остановку
(рис. 3).
Последовательно с двигателем
включен резистор R1, который огра-
ничивает ток, подающийся на двига-
тель в аварийных ситуациях. В про-
цессе работы прохождение тока че-
рез обмотки носит импульсный ха-
рактер, соответственно, на R1 будут
появляться импульсы напряжения.
При токе через резистор, примерно
равном 130 мА, падение напряжения
на нем составит чуть больше 1 В.
Импульсы поступают на базу VT1,
который выполняет роль “усилителя".
С его коллектора через конденсатор
С
1
зти импульсы управляют транзи-
стором VT
2
, который периодически
откры вается этими импульсами и
разряжает конденсатор С
2
.
Напряжение на С
2
недостаточно
для открывания VT3, сигнализация
молчит. При замедлении вращения
ротора двигателя импульсы поступа-
ют все реже, и когда напряжение на
С
2
достигнет величины, достаточной
для открывания транзистора VT3, за-
горится светодиод и зазвучит тональ-
ный сигнал. Мультивибратор— такой
же, как и в предыдущей схеме. Схе-
ма, возможно, далека от оптималь-
ной, но работает вполне надежно.
Существуют программы, контро-
лирующие обороты кулеров и напря-
жение на плате, но они работают с со-
временными платами. А что делать
остальным? Ответ такой - собрать и
опробовать схему
(рис. 3),
и ввести
туда диод, цепь которого показана
ш триховыми линиями. Возможно,
придется увеличить емкость конден-
сатора С
2
, чтобы сброс происходил
при очень малых оборотах вентиля-
тора, недостаточных для нормально-
го охлаждения процессора. Работать
схема будет так же, как и раньше, но
вдобавок при остановке кулера, кро-
ме срабатывания сигнализации, будет
происходить непрерывный “сброс”.
Световая сигнализация в данном слу-
чае просто необходима, чтобы сразу
установить причину тревоги.
Еще один вариант такой схемы
(рис. 4)
работает аналогично пре-
дыдущей схеме. Индикация осуще-
ствляется светодиодом HL1 “Power”,
который обычно подключается к хо-
рошо знакомому разъему “Power led”
на материнской плате. Логика рабо-
ты проста: если светодиод го р и т- все
нормально, если нет - пора извле-
кать кулер для “профилактики”.
| 39
Радиолюбитель - 0 6/2 0 06 1
предыдущая страница 39 Радиолюбитель 2006-06 читать онлайн следующая страница 41 Радиолюбитель 2006-06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст