\
ТЕХНОЛОГИИ
J
пятнышко в конечном итоге ляжет пят-
ном на вашу плату. Все линии должны
быть абсолютно монотонно черными,
без белых точек.
Обработка готовых изображений.
Если у вас есть уже готовый файл с
рисунком печатной платы, следует, по-
мимо вышеупомянутой чистки, прове-
рить следующее: совпадают ли заяв-
ленные размеры рисунка с фактичес-
кими, какое разрешение рисунка (если
это растровый файл), черно-белое ли
изображение или полноцветное.
Если изображение цветное, его сле-
дует конвертировать в черно-белое,
причем после этого, скорее всего, сно-
ва придется провести правку-чистку,
т.к некоторые цвета могут быть конвер-
тированы в сетку точек, что, разумеет-
ся, недопустимо. Некоторые графичес-
кие редакторы (из числа простых) мо-
гут выводить на печать рисунки с иска-
жениями реальных размеров, особен-
но
этим
греш ит
встроенная
в
WindowsXP система печати рисунков -
приходится попотеть, чтобы добиться
печати
1
:
1
. Во всяком случае, вы долж-
ны быть уверены, что ваш файл содер-
жит изображение того размера, кото-
рого и должна быть плата, т.к. из-за не-
соответствия разрешения или по иным
причинам размер может быть искажен.
Если вы обнаружили несоответствие
размера растрового изображения, мой
совет- не пытайтесь его изменить сред-
ствами графического редактора, луч-
ше самому нарисовать всю плату (ка-
чественнее получится). Зато если у вас
файл в векторном формате (например,
EMF или PostScript) - его можно мас-
штабировать как угодно! Избегайте
формата WMF - очень часто он не со-
держит сведений о реальном размере
изображения, и в этом случае реальный
размер придется выставлять в редак-
торе, что не всегда получается точно.
Если вы сами разрабатываете ри-
сунки печатных плат в графическом или
псшуграфическом редакторе, все про-
ще - вы сразу учтете все мои советы.
Полуграфическими я называю про-
граммы, которые специально заточены
под рисование печатных плат, но, по
сути, остаются именно графическими
редакторами с усеченным инструмен-
тарием художественной обработки
изображений, ими часто пользуются на-
чинающие.
Лучше всего, разумеется, использо-
вать специальные CAD-программы -
PCAD, Specctra, OrCAD и др. Я пред-
почитаю OrCAD, хотя это не суть важ-
но. Главное, вывод из этих программ
следует делать в таком формате, что-
бы сразу получить нужное качество
изображ ения. Рекомендации для
OrCAD см. в [2].
Размещение на одном листе рисун-
ков обеих сторон платы.
Если плата односторонняя - може-
те пропустить этот абзац. Соображения
о причинах необходимости этого дей-
ствия я уже высказывал, тут только об-
ращу ваше внимание на то, что из не-
которых CAD-программ не так-то про-
сто вывести на один лист за один про-
ход две разные стороны платы! OrCAD
как раз относится к таким.
.. Выход -
печать на
PostScript-принтер
с выводом
результата в файлы, которые затем им-
портируются в векторный графический
редактор (например, Corel Draw), где
и размещаются как надо (подробности
см. в [
2
]). Добавлю, что по неизвестным
мне причинам при импорте
PostScript-
файлов
в Corel Draw иногда черный
цвет рисунка заменяется на синий. Ра-
зобраться, отчего это происходит, я не
сумел и борюсь с этим так: разгруппи-
ровываю изображение на отдельные
объекты и путем поиска и замены из-
меняю цвет линий и заливки с синего
(или какой там получается) на черный,
после чего снова все группирую. Также
иногда изменяется и размер рисунка,
но, так как формат-то векторный, вер-
нуть его в норму труда не представля-
ет, главное, точно знать размер. Если
получится отклонение в пару-другую
сотых долей миллиметра - паниковать
не стоит!
3. Печать изображений
Под печатью я подразумеваю не
только печать на лазерном принтере,
но и получение копии на ксероксе. В
последнем случае подготовка и полу-
чение бумажного отпечатка изображе-
ния сторон платы мною опущена из рас-
смотрения введу очевидной несложно-
сти этого процесса.
Если первый и второй этапы выпол-
нены тщательно, этот этап затруднений
не вызывает. Но если у вас плата слиш-
ком велика, чтобы обе стороны умес-
тились на одном листе, придется чуть-
чуть потрудиться и на этом шаге. На-
поминаю, что печать каждой стороны
следует делать на остывшем бараба-
не принтера, а не на предварительно
прогретом [
2
].
Правильно подготовленная основа
с калькой не должна приводить к помя-
тости кальки, рисунок на ней должен
получаться четким, плотным, без явных
просветлений и непропечаток Как пра-
вило, следует максимально увеличить
подачу тонера в принтере, для чего от-
ключить любую экономию тонера и уве-
личить контрастность до максимума (и
увеличить плотность тонера, если зта
возможность есть). В ксероксе следует
сделать аналогичные настройки его
органами управления.
Рекомендую в первое время прове-
рять себя всегда на обычной бумаге, и,
если качество рисунка вас устроит,
только потом печатать на кальку.
4. Подготовка заготовки
Очень важный этап. Мои рекомен-
дации следующие.
Выбор текстолита.
Следует избегать покоробленных
(скрученных) кусков текстолита, а так-
же с плохим качеством меди-сильные
потемнения, шероховатости, вздутия,
глубокие царапины и т.п. Бывает так,
что сквозь медь просматривается ре-
льеф основы - характерный тканевой
рисунок. Желательно не применять та-
ких кусков в данной технологии, но во-
обще-то в этом случае результат точно
предсказать не получится - как повезет.
В ы резание заготовки и ее обра-
ботка.
Самое лучшее - вырезать заготов-
ку на гильотинном резаке, каждую сто-
рону платы за одно движение. Но мож-
но и любыми иными способами-обыч-
ным резаком, пилкой. В любом случае
следует оставлять не менее 0,5 мм за-
паса с каждой стороны платы от ее фак-
тических размеров. Края следует са-
мым тщательным образом обработать
- никаких заусенцев меди быть не дол-
жно. Затем плату следует отполировать
до блеска, лучше на войлочном круге с
пастой ГОИ, можно вручную. Без необ-
ходимости применять абразивы не сле-
дует, и уж однозначно следует отказать-
ся от наждачной бумаги любой зернис-
тости. В самом крайнем случае - лас-
ти к Полировать следует почти до зер-
кального блеска. Во всяком случае до
тех пор, пока не сойдут любые потем-
нения (окислы).
Я никогда не мою заготовку ни на
каком этапе ее подготовки, не обезжи-
риваю и т.п. Главное, как и с калькой,
не касаться руками отполированной
поверхности меди. После полировки
--------------------------------------------------------
1
57
Радиолюбитель - 06/2006 |
предыдущая страница 57 Радиолюбитель 2006-06 читать онлайн следующая страница 59 Радиолюбитель 2006-06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст