\
АУДИОТЕХНИКА
1
не обладает требуемыми для звукоуси-
ления качествами. Основная причина
- неудовлетворительные свойства вы-
ходных транзисторов 2Ы3055/Ш2955.
Исследование характеристик
транзисторов 2М3055/Ми2955 показа-
ло, что по зависимости
И21Э = Ц1э)
они
едва ли лучше распространенных оте-
чественных КТ818/КТ819, КТ825/
КТ827, КТ8101/КТ8102 и других [
6
,
8
].
коэффициента передачи с перемен-
ной кривизной обладают многие зару-
бежные транзисторы. В силу этого
представленные результаты ТА анали-
за
типичны дл я транзисторного УМЗЧ.
Подобное устройство будет создавать
специфические искажения звуковых
сигналов, не уменьшаемые обычной
ООС, какой бы “грамотной” и глубокой
она не была. Известны специальные
виды обратных связей, к которым
относятся ОСФИ (ООС по форматным
искажениям) [
2
] или МПОС (местная
положительная обратная связь) [9], од-
нако их применение усложняет устрой-
ство, делает его зависимым от настро-
ек и регулировок.
Из более простых мер борьбы с ис-
кажениями амплитудной динамики
следует отметить общеизвестное уве-
личение тока покоя. Компьютерным
моделированием установлено, что
увеличение тока покоя выправляет
огибающую гармоник, уменьшая вели-
чину Ду. Этого достаточно для улучше-
ния качества звучания, что давно было
замечено в экспертизах, но приписы-
валось уменьшению “ступеньки”,
коммутационных и других видов иска-
жений в части ПДЭ. Однако добиться
этим способом полного соответствия
формы огибающих нельзя, кроме того,
понижается КПД усилителя, увели-
чивается его нагрев и т.п. Тем не ме-
нее, близкий к
А
режим, как и соб-
ственнополный этот режим, приме-
няется в аудиофильских конструкци-
ях, где на такие “мелочи”, как сотни
ватт потребляемой на холостом ходу
мощности, внимания не обращают.
Подробнее об этом, а также о запарал-
леливании выходных транзисторов,
можно прочитать в [4].
Надо сказать, что иногда приемле-
мая амплитудная динамика достигает-
ся в простых конструкциях УМЗЧ, со-
бранных на отечественных транзисто-
рах, работающих в режиме малого
тока покоя. Это становится возмож-
ным, если исходная нелинейность вы-
ходного каскада компенсируется об-
ратной нелинейностью тех или иных
элементов усилителя или цепи обрат-
ной связи. Исключая специальные
меры такой компенсации [
2
,9], многие
энтузиасты “на ощупь” находят реше-
ния, улучшающие амплитудную дина-
мику гармоник, называя их “музыкаль-
ными”, “звучащими" и т.п., хотя и не
подозревая об их сущности. К таким
решением относятся междукаскадные
выходные трансформаторы, вольто-
добавка и некоторые другие, идущие
вразрез с традиционными представ-
лениями о линейности, но полностью
подтверждающиеся в рамках излага-
емой теории.
Прогнозируемый положительный
результат дает применение старых
Существенной нестабильностью
у(0и0
0,000т
20,000т
0,000т
20.000т
40,000т
60,000т
40,000т
60,000т
Рис. 4
80,000т
100.000т
Т
80,000т
100.000т
Т
у(ОиП)
50,000т
25,000т
0,000т
-25.000т
-50.000т
15,000
7.500
0.000
-7.500
-15,000
0
,
000
т
20,000т
....... ..
40,000т
бо.ооот
Рис. 5
80,000т
100
.
000
т
Т
Первая гармоника
\
......................
;
Высшие гармоники
!
1
'
0,000т
20,000т
40,С00т
60.000т
80.000т
У(ОиП)
50,000т
25.000т
0.000 т
-25.000т
-50,000т
Рис. 6
Радиолюбитель - 09/2006 |
предыдущая страница 25 Радиолюбитель 2006-09 читать онлайн следующая страница 27 Радиолюбитель 2006-09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст