"РЛ": ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ
I
П. Беляцкий
Автоматический
г. Бердск, Новосибирской обл.
противоослепляющий фонарь
В темное время суток на автодорогах можно встретить
автомобили, у которых на лобовом стекле слева вверху
светит синий или зеленый фонарик. Это одно из противо-
ослепляющих устройств. Для повышения его эффектив-
ности предлагается нижеприведенная схема.
Рассмотрим полезность автомобильного противоослеп-
ляющего устройства для водителя. На графике (рис. 1) рас-
пределения интенсивности лучистого потока лампы нака-
ливания [1] видно, что наибольшую его часть составляют
красный, оранжевый и желтый лучи, которые в основном
и засвечивают сетчатку глаз водителя. Для того чтобы “от-
сечь” наиболее яркую часть спектра фар автомобиля, мно-
гие водители устанавливают вверху лобового стекла пас-
сивные светофильтры из полос синего или зеленого
оргстекла. Однако пассивные светофильтры очень неудоб-
ны, т.к. находятся выше основного поля зрения водителя.
Электрический
противоослепляющий
фонарь
устанавливается на уровне основного поля зрения води-
теля, с левой стороны лобового Ьтекла, что практически
не мешает водителю при движении. Свет от фонаря рас-
пространяется параллельно лобовому стеклу и не попа-
дает в глаз водителя, для этого у фонаря имеется свето-
защитный козырек. При включении фонаря происходит
поглощение значительной части лучистого потока, света
фар, уменьшая засветку сетчатки глаза. Кроме того, ис-
пользование в фонаре синего или зеленого светофильт-
ра дает возможность контролировать обстановку на до-
роге, поскольку в ночное время глаза человека наиболее
чувствительны к синим и зеленым лучам (рис. 2) види-
мого спектра [1].
Недостатком выпускаемых противоослепляющих фо-
нарей является их раннее либо позднее включение. Осо-
бенно опасно позднее включение, когда от резкого яркого
света засвечивается сетчатка глаз, и включение фонаря
оказывается малоэффективным.
Предлагаемая схема автоматического включения и
выключения фонаря имеет следующие достоинства перед
опубликованной в [2]:
- включение всего устройства происходит одновремен-
но с фарами автомобиля от его “штатного” выключателя;
- быстрое включение при освещении фотоэлемента све-
том фар встречного транспорта и плавное (единицы се-
кунд) выключение сокращают время переадаптации глаз
водителя.
На рис. 3 приведена принципиальная схема автомати-
ческого устройства включения и выключения противоос-
лепляющего фонаря. Оно состоит из порогового усилителя
светового потока на транзисторе V11, составного транзи-
сторного ключа на транзисторах разной проводимости УТ2,
УТЗ и схемы задержки выключения лампы Н И , выполнен-
ной на резисторе ЯЗ и накопительном конденсаторе С1.
Устройство питается от параметрического стабилизатора
на стабилитроне УЭ1 и резисторе Я4.
'•
I
-------
:
------------
:
---------------------
| Радиолюбитель - 0 9 /2 0 0 6
предыдущая страница 8 Радиолюбитель 2006-09 читать онлайн следующая страница 10 Радиолюбитель 2006-09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст