I
АВТОМАТИКА
l
низкий уровень. Он инвертируется
логическим элементом ОЭ1.2, сно-
ва инвертируется логическим эле-
ментом 0 0 1 .3 и поступает через
ограничительный резистор в базу
транзистора \/Т2, поддерживая его
в запертом состоянии, звуковой
капсюль с встроенным генерато-
ром прерывистого сигнала не ак-
тивен. На элементах 001.2, 0 01.3
собран узел задержки включения
звуковой сигнализации в процессе
стирки.
С выхода элемента 0 0 1 .2 на
вход элемента 0 0 1
.3
поступает вы-
сокий уровень, он заряжает оксид-
ный конденсатор СЗ, благодаря ко-
торому этот уровень поддержива-
ется на входе элемента 0 0 1
.3
в тё-
чение нескольких минут, даже ко г-
да вибрации стиральной машины
нет и в точке С
высокий уровень
напряжения. Это сделано для того,
чтобы звуковая сигнализации не
срабатывала во время слива-зали-
ва воды, в паузах между вращени-
ем барабана. Диод \/01 необходим
для уменьшения тока утечки кон-
денсатора СЗ через элемент 0 0 1
.3.
Он сберегает заряд конденсатора
(продлевая выдержку времени) в .
те моменты, когда на выходе 001.2
низкий уровень.
Когда стиральная машина за-
кончила работу, всякая вибрация
прекратилась, в точке С окажется
высокий уровень напряжения, на
выходе 001.2 - низкий уровень. По
мере разряда оксидного конденса-
тора СЗ через резистор R4 и вход-
ные цепи элемента DD1.3 на выхо-
де инвертора (вывод 10 DD1.3) ока-
жется высокий уровень, транзис-
тор VT2 откроется и; на капсюль
НА1 будет подано напряжение пи-
тания - он зазвучит. НА1 будет ос-
таваться во включенном состоянии
до тех пор, пока не будет выклю-
чено питания устройства.
Значения элементов СЗ и R4 по-
добраны таким образом, чтобы за-
держка включения НА1 при окон-
чании работы стиральной машины
составила 2 мин. Этого времени
такж е достаточно в том случае,
если стиральная машина останови-
лась из-за локальной неисправно-
сти (неуравновешенно белье, боль-
шой или малый вес загруженного
белья, необходимость долива кон-
диционера белья и аналогичных).
Оксидный конденсатор С2 сгла-
живает пульсации напряжения пи-
тания.
В налаживании приставка не
нуждается. При необходимости по-
рог чувствительности датчика ус-
танавливаю т регулятором на его
корпусе.
М икросхема DD1 - К561ЛА7,
К561ЛЕ5. Включатель SB1 - мини-
тумблер MTS-1 или аналогичный.
Все постоянные резисторы типа
МЛТ-0,25. Оксидный конденсатор С1
типа К50-24, К50-29, К50-35 или ана-
логичный. Светодиод HL1 любой с
SB1 "ВКЛ."
током 5.
..12 мА, например, типа
1_63ЭНС,
К И П Д 14А ,
КИ П Д -36,
1_15033НС-С, КИПД41Б1-М. Транзи-
сторы У Т1, \/Т2 можно заменить на
КТ630, КТ815, КТ817 с любыми бук-
венными индексами. Звуковой кап-
сюль с прерыванием НА1 можно по-
добрать любой другой, например,
КР1-2313Ц НС0903Р, ТН-1203У или
аналогичные, рассчитанные на по-
стоянное напряжение в диапазоне
3...15 В. Подключать капсюль НА1
следует в соответствии с полярно-
стью, указанной на его корпусе.
О выборе датчика
Среди многочисленных датчиков со-
стояния встречаются всевозможные
приборы, поражающие подчас сво-
ими конструктивными особенностя-
ми. При разработке датчиков учиты-
ваются важные практические пара-
метры - компактность, чувствитель-
ность, надежность (высокий коэф-
фициент наработки до отказа), ми-
нимальное наличие механических
частей, универсальность в примене-
нии, работа в широких диапазонах
окружающей температуры и напря-
жения питания, отсутствие помех
другим устройствам, минимальное
потребление тока и другие.
Одним из доступных датчиков
является датчик удара (датчик со-
трясения), применяемый в различ-
ных устройствах автомобильных ох-
ранных сигнализаций. Как правило,
при смене автомашины, смене сиг-
нализации и в других
сходных случаях “арсе-
нал” радиолю бителя
пополняется электрон-
ными блоками и узла-
ми старой сигнализа-
ции. Кроме того, дат-
чик сотрясения (удара)
можно приобрести в ма-
газине отдельно от бло-
ка сигнализации - сто-
ит он недорого. Устрой-
ства датчика удара для
охранных автомобиль-
ных сигнализаций раз-
личных моделей прин-
ципиально не отличают-
ся. Р азобрав датчик
удара МЗЗ-1-З, я скопи-
ровал электрическую
Рис. 1. Электрическая схема устройства сигнализирования для датчика удара Мвв-Т-Э
^
19
Радиолюбитель - ] 1 /2 0 0 6 1
предыдущая страница 19 Радиолюбитель 2006-11 читать онлайн следующая страница 21 Радиолюбитель 2006-11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст