1
АВТОМАТИКА
1
Андрей Кашкаров
|
г. С-Петербург і
____________ I
Окончание. Начало в в №11/2006
Другие возможности применения
датчика удара автомобильной
сигнализации ,
Эти возможности практически не
ограничены. Кроме совместной рабо-
той со стиральной машиной, он может
работать в составе охранной сигнали-
зации - тогда корпус датчика закреп-
ляют на косяке (дверной коробке) или
двери охраняемого помещения, а так-
же в других случаях, когда требуется
простой, чувствительный и надежный
узел контроля сотрясений и ударов.
Метод подключения выходных кон-
тактов выбирается самостоятельно в
каждом конкретном случае. Если в до-
полнительных исполнительных узлах
необходимости нет, резистор И5 в цепи
коллекторатранзистора\/Т
1
заменяют
на слаботочное электромагнитное реле
с током срабатывания не более 60 мА
(предполагается, что реле управляет
более мощной нагрузкой). При токе сра-
батывания реле более 100 мА, учиты-
вая длительный характер работы реле
во включенном состоянии, потребует-
ся заменить транзистор \/Т
1
, выполня-
ющий роль усилителя тока, более мощ-
ным, например любым из серии КТ815.
Если емкость конденсатора С4 уве-
личить до 50 мкФ, задержка выключе-
ния узла может составить единицы ми-
нут, что может оказаться полезным при
определенных задачах, стоящих перед
радиолюбителем-конструктором. На-
пример, такая задержка будет умест-
на, если реле, включенное вместо рег
зистора 135, в свою очередь, будет вклю-
чать охранную сирену.
Общая чувствительность датчика
удара достигнута благодаря примене-
нию компаратора 1_М3581Ч. Полные ана-
логи 1.М358, С358С, НАТ7358. Отече-
ственные микросхемы-аналоги компа-
ратора К1401УД5А - К1401УД5Б,
К544УД8А - К544УД8Б, КР1040УД1А,
КФ1053УД2(А). Эти сведения могут
пригодиться при восстановлении при-
шедшего в негодность датчика МЭЭ
-1
-
3. Остальные элементы, указанные на
схеме
(рис. 2),
являются отечественны-
ми аналогами зарубежных элементов.
18 |
-----------------------------
Сигнализатор окончания
(приостановки) работы стиральной
машины на базе датчика MSS-1-3
В эксперименте при увеличении
емкости оксидного конденсатора С4 до
50 мкФ использовались конденсаторы
производства фирм Hitano и ESP.
В случае замены резистора R5 на
слаботочное электромагнитное реле,
рекомендации к выбору последнего
такие: FRS10С-03, TRU-
1 2
VDC-SB-SL,
TTI TRD-9VDC-FB-CL, Relpol RM85-
2011-35-1012, РЭС-22 (исполнение
РФ.4.523.023-01) или аналогичные. При
выборе реле следует учитывать ток и
напряжение для контактов коммутации.
Все указанные здесь типы реле комму-
тируют ток до 3 А при напряжении до
250 В.
Если датчик удара для автомобиль-
ной сигнализации MSS-1-3 трудно дос-
тать, можно использовать простую
электрическую схему собственного из-
готовления.
Вариант датчика сотрясения -
удара (для самостоятельного
изготовления)
Вместо датчика удара MSS-1-3 можно
с успехом применить электрическую
схему, представленную на
рис. 4.
Прин-
цип действия ее не отличается от опи-
санной выше, при этом точки подклю-
чения остаются те же.
Особенность этого высокочувстви-
тельного устройства в возможности
удаления датчика-микрофона от основ-
ной части (схемы) электронного узла.
Точки А, В, С по схеме подключаются
так же, как показанЬ в предыдущем
варианте
(рис. 1).
Чувствительность узла позволяет
реагировать не только на звуковое$іе-
ханическое) воздействие, но и на при-
косновение к капсюлю ВМ1 (ЗП-
1
, име-
ющему неизолированный корпус). Для
сенсорного эффекта необходимо усло-
вие - экранированный провод от дат-
чика-микрофона подключают строго в
соответствии со схемой. Длину экрани-
рованного провода выбирают не менее
30 см.
В исходном состоянии оба входа
микросхемы DA1 КР140УД708 находят-
ся в состоянии равновесия, и на базу
транзистора VT
1
поступает очень сла-
бый сигнал, порядка нескольких десят-
ков мВ, недостаточный для его откры-
вания. При звуковом или механическом
воздействии на капсюль ВМ1, импульс
напряжения через конденсатор С5 по-,
падает на вход 2 микросхемы DA1, и
многократно усиленный (схема с ООС
- отрицательной обратной связью R
6
,
С
6
способствует максимальному уси-
лению в данной конфигурации) с вы-
вода
6
DA
1
поступает на транзистор-
ный узел задержки. Сотрясение, гром-
кая речь, вибрация и детонация влия-
ют на капсюль НА1 и преобразуются с
его помощью в электрический сигнал.
Усиленный операционным усили-
телем сигнал поступает на усилитель
тока VT1 и далее на транзистор VT
2
,
который подает в точку С низкий уро-
вень напряжения. Оксидный конденса-
тор С2 не пропускает постоянную со-
ставляющую напряжения и способ-
ствует тому, чтобы транзистор VT
1
от-
крывался только при наличии пере-
менного сигнала. Когда тран
I Радиолюбитель - 12/2006
предыдущая страница 18 Радиолюбитель 2006-12 читать онлайн следующая страница 20 Радиолюбитель 2006-12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст