Категорически не рекомендую при-
менять залежалые детали советс-
кого производства. Впрочем, пово-
зиться с подбором и убедиться в
отсутствии фликкера (низкочастот-
ное шумы - своеобразное “топта-
ние слонов”) не помешает.
Помимо микрофонного усилите-
ля, в схеме имеется узел “мягкого”
ограничения. Возможно, что вам по-
нравится работать с ним. Если нет,
то его можно отключить или вовсе
не собирать.
..
Один из важных узлов - это
фантомное питание, которое совер-
шенно необходимо для работы с
професиональными конденсатор-
ными микрофонами. В данном слу-
чае использована класическая схе-
ма - резисторы ЯЗ и Я4 и раздели-
тельные конденсаторы СЗ и С7.
Источник фантомного питания дол-
жен иметь напряжение 48 В и мак-
симальный ток 10 мА. Этого впол-
не достаточно, но обратите внима-
ние на качество фильтрации - все
же это напряжение напрямую со-
единено с сигнальными цепями.
Особое внимание обратите на
защиту от перегрузок - диоды У
0 1
,
2
, У09, УйЮ и резисторы Яб,
ШЭ. При подключении и отключе-
нии микрофона неизбежны забро-
сы на входе выше или ниже напря-
жения питания вследствие переза-
ряда разделительных емкостей
“фантомным” напряжением. Вряд
ли это придется по вкусу нежной
звуковой малошумящей микросхе-
ме, и она обязательно выйдет из
строя в самый неподходящий мо-
мент, если вы не обеспечите ей пра-
вильную защиту.
V
Для питания микрофонного уси-
ли|рля
вполне подойдут стабилиза-
тф ы на микросхемах 781.12, 791.12.
Они обеспечивают хорошее качество
стабилизации при токе до
1
00 мА и
защиту от замыканий. Что касает-
ся первичного источника питания,
то для данной конструкции - это
напряжение +12 В от блока пита-
ния компьютера. Для получения не-
стабилизированных напряжений
+18 В, -18 В и +55 В я использовал
импульсный преобразователь на
транзисторах КТ815Б, однако схе-
му преобразователя я не привожу
АУДИОТЕХНИКА
по следующим соображениям - схе-
ма отработана и вполне пригодна
для повторения, но.
.. Но по моему
опыту я знаю, что повторить схему
удается немногим - уж не знаю по-
чему. Она очень проста, но требует
весьма глубоких знаний в магнит-
но-импульсной технике и даже эле-
ментарный перерасчет сердечника
у неподготовленного радиолюбите-
ля вызывает затруднения. С другой
стороны, если вы недостаточно под-
готовлены, то не сможете решить
проблему подавления помех от соб-
ственного импульсного преобразо-
вателя, даже если вам удастся его
успешно запустить. В то же время,
если ваши знания позволяют вам
решать задачи таким способом, то
моя схема вам и не нужна - вы дол-
жны уметь самостоятельно проек-
тировать подобные устройства. Так
что лучше возьмите обычный транс-
форматорный блок питания и ре-
шайте задачу с его помощью - это
более близкий путь к успеху. Ну, а
уж если вы не знаете, как собрать
подобный блок питания, то я вам
советую повременить со сборкой
этого усилителя - пока это преж-
девременно, и вы все равно не по-
лучите нужного для нормальной
звукозаписи результата.
Несколько слов о защите от вы-
сокочастотных помех. Все конден-
сатры малой емкости, имеющиеся
на принципиальной схеме, предназ-
начены именно для этой цели. Глав-
ное - это защитить непосредствен-
но вход, но и не пустить помеху в
остальных участках; если она все
же проникнет - это тоже учтено в
схеме. Для успешого блокирования
высокочастотных сигналов наибо-
лее подходят керамические конден-
саторы, особенно клиновидной кон-
струкции, хотя вполне успешно ра-
ботают и обычные КМ4, КМ5 и КМ
6
.
Разумеется, радиоэлементы долж-
ны размещаться компактно! Помни-
те, что длиный провод - это радио-
антенна, которая совершенно недо-
пустима во входных цепях. Полез-
но также надеть на входные и вы-
ходные провода ферритовые бусин-
ки - они являются эквивалентом
дроселя в цепях дециметрового ди-
апазона.
В авторском варианте исполне-
ния конструкция собрана на “слепы-
ше” без разработки печатной платы.
Тут же, на “слепыше”, собран упо-
мянутый выше импульсный преоб-
разователь - расстояние от усили-
теля до преобразователя около
1
см.
Тем не менее, мой опыт позволил
избежать помех без всяких экранов
- только рациональным размеще-
нием элементов. Получится ли это
у вас - не знаю. Вам решать, но
должен предостеречь от опрометчи-
вых шагов - знаю многих профес-
сиональных разработчиков, у кото-
рых ТАК не получается.
Платка с усилителем имеет не-
большие размеры - я использовал
мини-джеки, несмотря на то, что
многие музыканты их презирают.
Вся конструкция размещена на зад-
ней стенке компьютера, использо-
вано пустующее отверстие (закры-
тое просечкой) для интерфейсных
разъемов (под принтерный порт).
Ведь все нужные интерфейсные
коммуникации сосредоточены в ма-
теринской плате формата АТХ, так
что этим отверстием можно вос-
пользоваться по полному праву.
Выход усилителя подключен прямо
на. плату SBLive! через один из сво-
бодных внутренних коннекторов зву-
ковой карты. Переменный резистор
(R13) заменен набором постоянных,
коммутируемых при помощи джам-
перов, а уровень записи в пределах
6
дБ устанавливается фейдером на
микшере “Живого”. Мне представ-
ляется, что это наиболее удобно,
так как нет всяких коробочек, бол-
тающихся снаружи компьютера, а
управление оказалось достаточно
удобным и оперативным. Сообщаю
я об этом потому, что бытует мне-
ние, что нельзя получить низкий
уровень помех на устройствах,
встроенных в компьютер. Моя прак-
тика подтверждает обратное!
Должен сознаться, что усили-
тель, описанный выше, я использую
только как вспомогательный - ког-
да возникает необходимость запи-
си через два микрофона одновре-
менно. В качестве основного я ис-
пользую более профессиональный
усилитель на специальных микро-
Радиолюбитель - 1
2/2006 |
предыдущая страница 29 Радиолюбитель 2006-12 читать онлайн следующая страница 31 Радиолюбитель 2006-12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст