і
РАДИОСВЯЗЬ
\
Рис. 2
Кварцевый
резонатор
Горячий конец L1
Холодный
конец
L1
Печатная плата
Рис. з
'
Нелинейный
активный элемент
автогенератора
Т
Обычно кварцы, выпущенные
еще в период СССР, частот вооб-
ще не работают на паразитных ча-
стотах, что является свидетель-
ством их высокого качества с этих
позиций (особенно это характерно
для кварцев на частоту 5.
..10 МГц).
Вместе с тем большинство им-
портных дешевых кварцев, исполь-
зуемых обычно в радиолюбительс-
кой практике, “с удовольствием” ра-
ботают на частотах паразитных ре-
зонансов.
Такое количество импортных
кварцев можно всесторонне исполь-
зовать применительно к решению
рассматриваемых вопросов. Заме-
тим, что величина Спрз, достаточная
для “захвата” частоты кварцем,
столь мала, что кварц может быть
подключен к схеме даже одним вы-
водом (см.
рис. 2).
Это, в свою оче-
редь, дает огромную добротность
используемому кварцу.
С точки зрения практики такая
схема с полным правом может быть
классифицирована как
“одноточеч-
ная” схема КГ.
Однако поскольку любые выпус-
каемые кварцы изначально были
предназначены все же для работы
в “классических” схемах, такое усло-
вие подключения для них, есте-
ственно, не предполагалось, поэто-
му некоторые их кварцев в предлага-
емой схеме могут и не осуществлять
стабилизацию на частотах, близ-
ких к указанной на корпусе этих
кварцев.
С позиций натурной реализации
схемного решения, представленно-
го на
рис. 1,
семейство схем гене-
раторов, обладающих сходным по-
ведением с указанной схемой, мо-
жет быть представлено одной экви-
валентной схемой по ВЧ (см.
рис.
3).
Как показали проведенные ис-
следования, значительное увеличе-
ние количества стабильных частот,
получаемых с помощью одного
кварца, позволяет разработчикам
расширить возможности приемо-
передающей и измерительной ап-
паратуры.
М А Л ЕН Ь КИ Е Х И ТР О С ТИ от
Щ
Программа "Звукозапись"
Эта скромная системная программа
заслуживает большего внимания. С ее
помощь можно успешно записывать
радиопередачи, звук телевизионных
передач и побаловаться с микрофоном.
Пользователя останавливает время
записи (по умолчанию 60 секунд). Од-
нако путем несложных манипуляций
время записи можно довести до одно-
го часа (3600 секунд).
Вначале пишем и сохраняем файл
длительностью 60 секунд. Затем “кли-
каем” “Правка” и “Вставить файл”. Файл
вставляем только что записанный и
сохраняем вновь. Время увеличилось
вдвое, стало 120 секунд. Повторяем
вновь: “Правка”, “Вставить файл”, “Со-
хранить”. Время записи увеличилось до
240 секунд. Таким образом, допустимое
время записи можно увеличить до од-
ного часа и более. Файл так и назовем
“Час”, а в папке “Звук”, скорее всего, он
будет последним.
Следующим шагом необходимо
будет выбрать параметры записи.
“Файл” - “Свойства” - “Преобразовать”.
42 |----------------------------------------------
В “Атрибутах” выберем “16,000 кГц; 16
бит; Моно”, “ОК”, “ОК”.
Чем выше частота, тем больше
объем звукового файла. Частота диск-
ретизации должна быть вдвое выше
частоты записываемого сигнала, гово-
рит теория. Здесь каждый может испро-
бовать различные варианты и выбрать
наиболее подходящий для себя.
Следующими шагами “Правка” -
“Свойства аудио” - “Запись звука” -
“Громкость” вызываем пульт ‘Уровень
записи”. Движки опускаем вниз и ста-
вим птичку, выбирая “Лин. Вход”. На
линейный вход звуковой карты соответ-
ствующим кабелем подаем сигнал, и
движком устанавливаем уровень запи-
си. Если сигнал слабый (линейный вы-
ход приемника “Океан”), то можно по-
дать отдельным кабелем на микрофон-
ный вход.
Итак, перед записью открываем
файл “Час”, коммутируем входы и пи-
шем передачу. Если пишем звук от
телевизора, то следим за оставшим-
ся временем, и во время рекламы со-
храняем файл под любым именем, и
открываем вновь. Удобно во время
рекламной паузы сохранять файлы, по-
мечая цифрами
1
,
2
,3 и т.д., тогда лег-
ко обрезать “хвосты”, пользуясь в “Прав-
ке” функциями “Удалить до текущей
позиции", “Удалить после текущей по-
зиции”. Пользуясь колесиком мыши,
делается обрезание быстро и точно.
Последняя операция “Сшивка” произ-
водится так: открываем файл, помечен-
ный цифрой
1
, передвигаем движок в
крайнее правое положение, как будто
запись прозвучала, затем “Правка” -
“Вставить файл” или “Смешать с фай-
лом” присоединяем файл с пометкой
2
,
передвигаем движок вправо, дописы-
ваем файл 3, и так далее. Получи!#ш-
стый от рекламы результирующий
файл.
Чтобы приобрести опыт, а вместе с
ним уверенность в своих действиях,
создайте несколько 60-и секундных
файлов, и объедините их в один WAV
файл. Но и после этого полезно внача-
ле сделать копию файла, а затем начи-
нать редактирование. Успехов Вам!
Анатолий Челевич
г. Гомель
I Радиолюбитель - 12/2006
предыдущая страница 42 Радиолюбитель 2006-12 читать онлайн следующая страница 44 Радиолюбитель 2006-12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст