і
"РЛ": ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ
\
~220В
0,8 А
Б. Лъсков
Предлагаемое автоматическое уст-
ройство предназначено для зарядки ав-
томобильных аккумуляторных батарей
емкостью от 32 до 60 А*ч и поддержа-
ния их в заряженном состоянии.
Фирмы-производители рекоменду-
ют осуществлять подзарядку батарей
током, равным 0.04.
..0,06 от емкости ак-
кумуляторной батареи в ампер-часах.
Поданным фирм, время зарядки бата-
реи во многом зависит от зарядного
тока - как при подзарядке в автомоби-
ле, так и при зарядке от зарядного уст-
ройства.
эм
В процессе за-
рядки напряжение
на полюсах акку-
муляторной бата-
реи изменяется, и
когда оно стано-
вится равным 2,3.
..2,35 В на ячейку (от
13,8
В до 14,1 В для батареи 12 В), ба-
тарея заряжена на 100%.
Ненагруженный аккумулятор само-
разряжается - за сутки примерно на
1 .
..2% своей емкости. Если поверхность
аккумулятора сильно загрязнена брыз-
гами электролита, эта величина значи-
тельно возрастает.
Электрическая схема зарядно-
го устройства сделана так, что при
100%-й зарядке аккумуляторной бата-
реи она переключается в режим сохра-
нения заряда, подавая слабый подза-
ряжающий ток (100.
..250 мА). Этот не-
большой ток предотвращает самораз-
ряд и сульфатацию.
Зарядное устройство питается от
сети с напряжением 220 В +10% и -15%.
Выпрямительный блок состоит из сете-
вого трансформатора (Т1) мощностью
100 Вт, выпрямительного моста В2М1 -
5 и фильтрующего конденсатора С1.
Сопротивление резистора Я1 зави-
сит от емкости аккумуляторной бата-
реи. Для аккумуляторной батареи ем-
костью 45 А*ч требуется ток
I = 0,05 • 45 = 2,25 А.
Тогда резистор Я1 должен иметь со-
противление примерно 1,8 Ом. Для ак-
кумулятора емкостью 60 А*ч зарядный
ток составляет 3 А, а сопротивление ре-
зистора Ж -1 ,3 3 Ом. Резистор Ж на-
матывается на керамическом корпусе
8
Устройство для зарядки
автомобильных аккумуляторов
проводом диаметром 1.
.. 1,2 мм. Точная
величина сопротивления Ж определя-
ется тем, какая аккумуляторная бата-
рея подсоединена кустройству. Устрой-
ство будет более универсальным, если
заменить резистор R1 регулируемым
сопротивлением (реостатом).
Блок отслеживания степени заряд-
ки состоит из стабилизатора напряже-
ния DA1, управляющего рел» К1,
транзистора VT1 (2Т9135) и триггера
Шмитта (VT2, VT3), образующего по-
роговое устройство, отслеживающее
01 В2М1-5А
DA1 7812
два светодиодных индикатора. В про-
цессе зарядки светится диод Н Е ^зе-
леный), а в режиме сохранения заряда
диод Н1_1 (синий или желтый).
Регулировка устройства на степень
зарядки 100% осуществляется следу-
ющим образом. К полюсам аккумуля-
торной батареи подключается вольт-
метр с максимальным отклонением
стрелки 20.
..30 В; при достижении на-
пряжения 13,9.
.. 14,1 В многооборотный
потенциометр Ж З устанавливается
так, чтобы устройство перешло из
режима зарядки в режим сохранения
заряда. Эту операцию желательно
~J~4700,0
I
I
VD2
К1
,3 <
Р
VT1
R5
2та
,350М?"
S
R 6 + _ C 3
220,0
r | R f O
( ]
R12
- г -
И
10к
И
1,Эк
С4 150
_ L
VT2
Ife.
К1.2
К1.1
степень зарядки батареи. При достиже-
нии напряжения 13,9.
..14.1 Вустройство
переключается в режим поддержания
заряда.
Согласно данным фирм-произ-
водителей аккумуляторов, такой режим
допустим для всех распространенных
типов свинцовых аккумуляторов.
Его преимущества:
- аккумулятор может быть подклю-
чен к зарядному устройству сколь угод-
но долго, и всегда находится в полнос-
тью заряженном состоянии;
- вследствие малости подзаря-
жающего тока, зарядное устройство не
перегружается, а потребление тока от
электросети минимально;
- нет необходимости в слежении за
процессом зарядки.
Для указания режима работы
зарядного устройства использованы
к аккумулятору
повторить несколько раз. На этом вся
настройка завершается.
Выпрямительный элемент В2М1-5
устанавливается на ребристом радиа-
торе. Блок контроля, состоящий из ин-
тегральной схемы DA1, реле К1 (типа
R15-12В, польского производства) и ос-
тальных элементов, монтируется на
печатной плате. На транзистор V4?; кре-
пится винтом М3 пластинчатый радиа-
тор размерами 30x12x1 мм.
Все устройство монтируется в
металлическом корпусе с отверстиями
для вентиляции. Площадь отверстий
должна быть примерно равна 0,5 пло-
щади корпуса.
Радио, телевизия, електроника,
№9/98. Перевод А. Бельского.
“Радиолюбитель”, №7/1999,
с.
18.
| Радиолюбитель - I 2 /2 0 0 6
предыдущая страница 8 Радиолюбитель 2006-12 читать онлайн следующая страница 10 Радиолюбитель 2006-12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст