1
В ПОМОЩЬ АВТОЛЮБИТЕЛЮ
\
Усилитель НЧ для автомобиля
с напряжением бортовой сети 24 В
М ихаил Ры нденков
Республика Бурятия,
Баргузинский р-н, с. Суво
E-mail:
Введение
Все больше и больше на наших
отечественных дорогах появляется
легковых и грузовых автомобилей, в
том числе и российского производства,
с напряжением бортовой сети равном
24 В. Большая часть из них имеет ди-
зельный двигатель. Но, к огромному
сожалению владельцев этой техники,
не всегда,
в особенности вдали от
крупных городов, можно купить авто-
мобильную аудиоаппаратуру, рассчи-
танную на это напряжение питания,
или же она оказывается слишком до-
рогой. Я, например, в своей жизни ви-
дел такие аппараты в продаже всего
лишь раза три - не больше, если не
считать автомобильный радиоприем-
ник марки “Былина” (номер модели
уже не вспомню) еще, кажется, совет-
ской сборки.
Поэтому, чаще всего, покупается
обычная двенадцативольтовая магни-
тола. Ну, а дальше решается вопрос
подключения двумя методами: либо,
самый простой способ, делается отвод
отточки соединения двух аккумулято-
ров и к нему подключается плюсовой
провод питания аппарата, либо, зна-
чительно реже, собирается в отдель-
ном корпусе или встраивается внутрь
магнитолы стабилизатор напряжения
(импульсный или непрерывного регу-
лирования) на выходное напряжение
13,5.
.. 14 В. В первом случае гораздо
быстрее,
чем при обычной работе,
выйдут из строя аккумуляторы авто-
мобиля: один будет все время переза-
ряжен, а другой заряжен существенно
ниже нормы. Особенно сильно данный
неприятный эффект проявится при
большой выходной мощности усили-
теля установленной в машине авто-
магнитолы. Если применяется выклю-
чатель “массы” автомобиля, то магни-
толу очень легко можно вывести из
строя. Это произойдет в том случае,
если при включенной какой-либо от-
носительно мощной нагрузке (напри-
мер, будут гореть фары) случайно ра-
зомкнется выключатель “массы”. На
.
магнитолу поступит напряжение пита-
ния обратной полярности, и она, ско-
U i
-------------------
рее всего, выйдет при этом из строя
Применение отдельного стабилизато-
ра напряжения сохранит аккумулято-
ры автомобиля от преждевременного
выхода из строя, но зато (особенно для
стабилизатора непрерывного регули-
рования) приведет к значительному
бесполезному рассеиванию мощнос-
ти бортовой сети в виде тепла. Осо-
бенно это актуально для магнитол с
мощным усилителем НЧ.
Я постарался решить эту пробле-
му несколько не совсем традиционным
способом. Совершенно очевидно, что
в основном потребляемый магнитолой
ток приходится на усилитель мощнос-
ти НЧ. Поэтому, я предлагаю в отдель-
ном корпусе собрать усилитель мощ-
ности, рассчитанный на напряжение
питания 24.
..30 В. В этом же корпусе
собирается фильтр питания и мало-
мощный стабилизатор напряжения
12 В. Более чем достаточно, если он
будет рассчитан на ток порядка 0,5 А.
От этого стабилизатора и будет рабо-
тать используемая магнитола и часть
узлов усилителя. Встроенный усили-
тель мощности магнитолы можно не
отключать, так как без нагрузки его
собственный ток потребления вряд ли
превысит 50.
.. 100 мА. Такое решение
значительно повысит КПД аппарату-
ры и позволяет без особых проблем и
при относительно простой схемотехни-
ке получить значительную выходную
мощность от усилителя мощности НЧ.
Последнее очень радует, так как боль-
шинство АС, предназначенных для ис-
пользования в автомобилях,
имеют
ввиду своих очень малых размеров
весьма скромный КПД. Так как прин-
ципиальная схема самой магнитолы
практически не подвергается измене-
нию, разве что только за исключени-
ем добавления гнезда входа НЧ при
его отсутствии, то сохраняется воз-
можность при необходимости легко ус-
тановить эту магнитолу в обычные ав-
томобили с напряжением бортовой
сети 12 В. Кроме магнитолы, к усили-
телю может подключаться карманный
МР-3 аудио плеер (собранный на ос-
нове микросхем флэш-памяти или с
применением миниатюрного жесткого
диска) и компьютерный СО привод.
Стабилизаторы напряжений для пита-
ния этих устройств также встроены
внутрь корпуса усилителя. При незна-
чительном изменении схемы платы пе-
реключателя
входов и добавлении
гнезд на переднюю панель к усилите-
лю можно подключать практически
любую переносную аудио аппаратуру.
Полная принципиальная схема по-
лучившегося аппарата относительно
сложная. Но все это окупается удоб-
ством пользования и качеством в ра-
боте. Дорогие и дефицитные детали в
конструкции аппарата не используют-
ся. Применив мощный стабилизатор
на напряжение 28 В (импульсный или
непрерывного регулирования), можно
изготовить стационарный
вариант
представленного усилителя для рабо-
ты дома. Его можно сделать весьма
скромных габаритов. Это особенно ак-
туально для городских малогабарит-
ных квартир. Параметры усилителя по-
зволяют качественно озвучить любую
комнату при совместной работе с со-
временными и не очень акустически-
ми системами.
Схему усилителя можно значитель-
но упростить, отказавшись, например,
от дистанционного управления и элек-
тронных регулировок громкости и тем-
бра. Или, наоборот, при наличии пуль-
та ДУ можно не устанавливать кнопки
управления на передней панели уси-
лителя, оставив только выключатель
питания. На плате управления останут-
ся только элементы, непосредственно
связанные с датчиком ДУ. Если уси-
литель
планируется
использовать
только в паре с автомагнитолой, то
можно вообще обойтись без платы пе-
реключателей входов. Самое лучшее,
на мой взгляд, собрать сначала усили-
тель в минимальной конфигурации и
со временем по мере необходимости
добавить недостающие узлы и блоки.
Нужно лишь заранее предусмотреть
наличие необходимого количества
свободного места в корпусе аппара-
та для его дальнейшего усовершен-
ствования.
| Радиолюбитель - 01 /2 0 0 7
предыдущая страница 20 Радиолюбитель 2007-01 читать онлайн следующая страница 22 Радиолюбитель 2007-01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст