I
ВИДЕОТЕХНИКА
носителями звука
и
изображения
(изображение - на киноленте, звук -
на ленте магнитофона, хотя с января
1961 г. и был введен ГОСТ9492-60 на
единый 8- и 16-мм носитель). И это
было более прогрессивно по сравне-
нию с зарубежными системами с со-
вмещенными носителями (или еди-
ным носителем - звук наносился на
одну ленту с кинофильмом, как пра-
вило, магнитным способом). Можно
было бы насчитать более двух десят-
ков недостатков систем с единым но-
сителем по сравнению с раздельны-
ми, но ограничимся только самыми
главными.
Действительно,
необходимость
иметь в звуковом кинопроекторе спе-
циальный магнитофон для звуковос-
произведения (в то время как почти
в каждой семье имелся универсаль-
ный бытовой) значительно удорожи-
ла бы и утяжелила приектор. Выпус-
кавшиеся в Италии, Америке, Герма-
нии (ФРГ) звуковые 8-мм киноуста-
новки имели массу от 28 до 36 кг, наш
же, один из лучших 8-мм кинопроек -
торов, “Русь” имел массу 5 кг, а “Вол-
на” -4 ,5 кг. При этом звук., воспроиз-
водимый 8-мм звуковыми кинопроек-
торами,
был
невысокого качества
(полоса частот 4.
..5 кГц), что объяс-
нялось
очень жесткой
подложкой
магнитной дорожки в виде кинолен-
ты, плохим облеганием ею магнитных
головок,
относительно низкой, для
такой подложки и состава феррола-
ков того времени, линейной скорос-
тью движения звуконосителя, обус-
ловленной скоростью перемещения
кинолент ы (при 16 к/с - 6,1 см/с, при
24 к/с - 9,1
см/с). У любителей же,
пользовавшихся раздельными носи-
телями
для
получения
звукового
кино, качество звука не зависело от
скорости движения киноленты и при
частоте кинопроекции 16 к/с (и 12 к/с)
было таким, какое имел магнитофон
(стереофоническое, квадрофоничес-
кое, полоса 16 Гц - 20 кГц, запись ана-
логовая и цифровая). Получение зву-
ка высокого качества при низких ско-
ростях движения киноленты было
очень важно для ее экономии, так как
одной зарядки кинокамеры хватало
всего лишь на 3,5 минуты непрерыв-
ной съемки. Даже профессиональное
35-мм кино не могло похвастаться
высоким качеством звука - верхняя
граничная частота звука на 35-мм ки-
ноленте с оптической фонограммой
не превышала 8 кГц.
На 8-мм кинопленках с магнитной
звуковой дорожкой, как это ни пара-
доксально, либо нельзя было выпол-
нить синхронную съемку (из-за мало-
го распространения кинокамер для
синхронной съемки, даже за грани-
цей,
и
их большой дороговизной),
либо, если 1"акая съемка произведена,
- выполнить монтаж звукового филь
ма (из-за невозможности поместить
записывающую магнитную головку в
кадровом окне камеры, где пленка
двигалась скачками, звук в 8-мм кино
опережал изображение на 56±2 кад-
ра, а в 1 6-мм - на 28±1 кадр).
Все неприятности, связанные с
8-мм единым носителем изображе-
ния и звука,
возникли потому, что
иностранные фирмы, не найдя дру-
гого технического решения, перенес-
ли технологию “большого кино” в “ма-
лое”, в котором отсутствовал негатив
и дубльпозитив, а фильм на обраща-
емой кинопленке имелся только в од-
ном экземпляре. В производстве про-
фессионального фильма (независи-
мо от того, на каком носителе и ка-
ким способом запечатлено изобра-
жение) всегда существует стадия, на
которой изображение и звук находят-
ся раздельно (примитивные телесе-
риалы к искусству кино отношения не
имеют), и только в конце работы над
фильмом
совмещаются
(если это
кино с единым носителем) или так и
остаются
раздельными
(все
виды
панорамного кино).
В 8-мм
кино с
раздельными носителями изображе-
ния и звука
проблемы синхронной
съемки не было [1 ]. Легко осуществ-
лялся
и такой
прием
синхронной
съемки, как съемка под готовую фо-
нограмму (впервые примененный в
художественном кино режиссером
Г.В. Александровым в 30-х годах и
обросший с тех пор нелепыми назва-
ниями - “петь под фанеру”, “карао-
ке” и т.п.), и нелинейный монтаж зву-
кового ряда фильма [2, 3], компью-
терная программа которого могла бы
лечь в основу нелинейного монтажа
изображения.
Примерно в середине 60-х годов
фирма "Кодак” ввела новый стандарт
I
т
8-мм звукового кино “Супер-8” с еди-
ным носителем изображения и звука,
увеличенной полезной площадью кад-
ра и частотой кинопроекции 18 к/с (ли-
нейная скорость киноленты 10,1 см/с).
По этому стандарту звук на магнит
ной дорожке фильма опережал изоб-
ражение на 18 кадров. Формат плен-
ки “Супер-8" был принят и в нашей
стране, так как позволял
получить
изображение более высокого каче-
ства, близкое к 16-мм кино.
Во
времена
кинолюбительства
промышленность выпускала для 8-мм
звукового кино устройства, синхро-
низирующие работу кинопроекто-
ра и магнитофона. Сначала элект-
ромеханические
(СП-451,
СЭЛ-1),
|
а
затем электронные (“Синхро-8’,
“Синхро-8М”), позволявшие озвучить
фильм с артикуляционной синхрон-
ностью [4].
Кино- и радиолюбители констру-
ировали
и
сами
синхронизаторы
электромеханические [5, 6], прибли-
жавшиеся по точности синхрониза-
ции к электронным, и электронные
[7-9],
не имевшие такого недостат-
ка,
как
нарушение
синхронности
фильма и фонограммы после ош ей-
ки оборвавшегося одного из носите-
лей и утраты, в связи с э+им, его ча-
сти произвольной длины - система
автом атического
регулирования
(САР) самостоятельно восстанавли-
вала синхронность. Были разработа-
ны и делители частоты следования
импульсов с дробным коэффициен-
том деления для согласования стан-
дартных частот смены кадров в кино
и телевидении [10].
Перезапись звуковых кинофиль-
мов на современные носители инфор-
мации (в отличие от незвуковых) име-
ет свои особенности. В случае синх-
ронной с видеокамерой перезаписи
фильма с единым носителем изобра-
жения и звука особых трудностей не
возникает - изображение и звук пе-
резаписываются одновременно и син-
хронно. В случае же перезаписи ки-
нофильма с отдельной фонограммой
возникают некоторые трудности, на
которых остановимся позже.
Обычно видеолюбители, для по-
лучения видеокопии кинофильма, по-
ступают
очень
просто - снимают
фильм
видеокамерой с экрана, на
Радиолюбитель - 01 /2 0 0 7 |
предыдущая страница 29 Радиолюбитель 2007-01 читать онлайн следующая страница 31 Радиолюбитель 2007-01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст