I
ТЕЛЕФОНИЯ
|
от базовой станции команду повы -
сить уровень
мощ ности;
следова-
тельно, увеличивается уровень из-
лучения и повышается расход элек-
троэнергии.
Еще
один
момент,
требую щ ий
внимания.
Радиосигнал,
излучае-
мый телеф оном,
может отразить-
ся
на
работе
э л е ктр о н н ы х
у с т -
ройств и систем автомобиля.
Внешняя антенна не только по-
могает избежать выш еперечислен-
ных неприятностей, но и улучш ает
качество связи. Д остигается это в
основном
благодаря
вы ведению
сигнала за пределы автомобиля и
более эф ф ективному перераспре-
делению диаграммы направленно-
сти антенны.
Сегодня наибольш ее распрост-
ранение получили коллинеарные и
планарные антенны. У каж дой есть
свои плюсы и минусы. Так, колли-
неарные антенны способны усили-
вать
сигнал
вне
зависи м ости
от
того,
в
какой
стороне
от них
рас-
положена
базовая
станция,
зато
планарные
располагаю тся
внутри
автомобиля
и,
как следствие,
бо-
лее
защ ищ ены
от
атм осф ерны х
воздействий
и
лю бителей
чуж ой
собственности.
Согласно теории распростране-
ния
электром агнитны х
волн,
для
оптимального ф ункционирования в
автомобиле антенна должна равно-
мерно излучать сигнал во все сто -
роны в горизонтальной плоскости
(им еет
кр уго вую
д и а гр а м м у
на-
правленности), иметь хорош ее за-
земление,
находиться
ка к
можно
выше
и
на достаточной
площ ади
за зе м л е н н о й
п о в е р хн о сти .
При
этом, если антенна штыревая, угол
отклонения
от
вертикали
не
дол-
жен превыш ать 15°.
Из
этрго
следует,
что
наилуч-
шие показатели (для связи в авто-
м о б и л е )
б уд ут
о б е с п е ч и в а ть с я
ш тыревой
антенной,
врезанной
в
центр крыш и. Заземление обеспе-
ч и в а е тся
на д е ж н ы м
ко н та кто м
между “массой” автомобиля и “про-
тивовесом" антенны, в то время ка к
м агнитная
антенна
из-за
некаче-
с тв е н н о го
за зе м л е н и я
(ко н т а кт
только
на
разъеме)
даст
худш ие
показатели (см. ниже).
О бычно
автомобильная
антен-
на состоит из двух
частей:
внеш -
ней (ш тырь и внешняя часть базы)
и
внутренней
(внутренняя
часть
базы или коробка связи, к которой
подклю чается
кабель;.
Надежное
соединение внешней и внутренней
частей жизненно важно для обес-
печения эф ф ективной работы ан-
тенны.
Выбор места на автомоби-
ле,
где
будет
крепиться
антенна,
имеет значение не только с точки
зрения
удобства.
Р асполож ение
антенны относительно металличес-
кого кузова автомобиля влияет на
ее характеристики,
из-за чего но
минальное усиление, указанное в
паспорте
антенны,
может только
приблизительно
соответствовать
реальному. Лучш е всег о, если ан-
тенна установлена в сквозное от-
верстие в крыш е автомобиля,
по-
скольку в этом случае обеспечива-
ется
непосред ственны й
ко н та кт
всех ее элементов. В этом положе-
нии усиление практически соответ-
ствует
номинальному,
а д и а гр а м -
ма направленности - круговая. Но
если
кто-то не хочет сверлить от-
верстие в крыш е, можно восполь-
зоваться другими способами уста-
новки: “сквозь стекло” , на боковое
стекло (в этих случаях эф ф ектив-
ность
антенны
будет
не
нам ного
лучше магнитной) или на багажник.
М онтаж антенны на бампере су-
щ ественно искажает ее диаграмму
направленности.
Антенны
с боль-
шим усилением так крепить не ре-
крмендуется. Расположение антен-
ны на багаж нике или
капоте даст
промежуточный результат. При ус-
тановке
“скво зь
сте кл о ”
антенна
чащ е всего размещ ается у верхне-
го края заднего стекла автом оби-
ля. Внешняя часть базы антенны со
штырем крепится снаружи, а короб-
ка связи - внутри
салона.
Потери
обычно
не
превыш аю т 0,5.
.. 1
дБ.
Однако следует помнить, что антен-
на не будет эф ф ективно работать,
если
стекло,
к
которому она при-
крепляется, тонированное.
Нельзя
ставить антенну и поверх проводни-
ков обогревателя. Кроме того, мно-
гие
автом обили
вы сш его
кл асса
имеют стекла с двойным покры ти-
ем, и в этом случае устанавливать
а н те н н у
“ с к в о з ь
с т е к л о ”
'гож е
нельзя (це поможет).
Врем енны й
способ
установки
антенны на кры ш у с помощ ью м аг-
нитного основания имеет ряд оче-
видных преимущ еств. Антенна мо-
ж ет
бы ть
уста но вл е н а
в
центре
крыш и, что обеспечивает круговую
д иаграм м у
направленности
и
не
требует сверления отверстия. Од-
нако (кром е ее невысокой эф ф ек
тивносги, относительно “ж есткого”
крепл ения)
та кую
антенну
легко
снять, а значит, л егко и украсть.
С оединительный
кабель от те-
л е ф о н н о го
а п п а р а та
к
антенне
обычно
выводится
через
дверь
и
может быть легко поврежден. Есть
еще один способ временной уста-
новки антенны - на боковое сте к-
ло. В этом случае кабель проходит
внутри
салона,
и
“ прихватизиро-
вать”
та кую
антенну
слож нее.
И
хотя
д иаграм м а
направленности
отнюдь не идеальна, качество свя-
зи будет вполне приемлемым. С у-
щ ествую т варианты крепления, по-
зволяю щ ие регулировать положе-
ние излучателя антенны по верти-
кали.
Кабель часто входит в комплект
поставки антенны - обычно это не-
разъемное
соединение.
Исходная
длина кабеля, ка к правило, состав-
ляет 3 м; при монтаже антенны его
обрезаю т, вследствие чего прихо-
дится
уста н а в л и в а ть
разъем
на
конце кабеля, обращ енном к теле -
ф ону. Эту операцию нужно делать
тщ ательно - неправильно установ-
ленный разъем или плохой контакт
в
нем
способны
наруш ить
работу
всей системы . Соединение кабеля
с
те л е ф он о м
бы вает
прям ы м
и
опосредованны м - через устрой-
ство гром кой связи.
В первом случае кабель присо-
единяется
через
дополнительный
разъем телеф онного аппарата. Во
втором случае кабель присоединя-
ется к устройству гром кой связи, а
телеф он вставляется в гнездо это-
го устройства.
Некоторые модели
телеф онов
не
имеют специально-
го гнезда для сменной антенны, и
поэтом у
их
м ож но
присоединять
только
через
устройство
гром кой
связи
(иногда можно отсоединить
---------------
----------
1
‘3
I
ё
Радиолюбитель - 0 1 /2 0 0 7 |
предыдущая страница 63 Радиолюбитель 2007-01 читать онлайн следующая страница 65 Радиолюбитель 2007-01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст