\
В П О М О Щ Ь АВТОЛЮБИТЕЛЮ
I
Ионизатор воздуха
Иван Ероф еев
^
г. Челябинск
I
для автомобиля
В ведение
В один прекрасный момент сумма
интересны х идей, св язанны х с
ионизацией воздуха, вылилось в
реш ение сделать несложное уст-
ройство, которое эти идеи реали-
зует.
Всем известная “люстра Чижев-
ского” давно занимала мое вообра-
жение. В магазине был приобретен
за немалые деньги ее отдаленный
аналог “Супер-плю с”. Устройство
слегка освежало воздух в комнате
и собирало вокруг себя пыль. О с-
новная часть подобного устрой-
ства - это источник высокого на-
пряжения. Имея подобный источ-
ник, можно провести немало инте-
ресных опытов.
Став владельцем автомобиля
ВА321074 и столкнувшись с первы-
ми неисправностями, я просмотрел
большое количестве*, ф орумов в
Интернете, посвященным автомо-
бильной тематике, где и вычитал
об интересном решении ионизиро-
вать поступающий в двигатель воз-
дух. При этом повышалась тем пе-
ратура горения см еси, менялся
угол опережения зажигания и, что
меня особенно заинтересовало, -
наблюдался эффект очистки свечей
и цилиндров от нагара. Зимой мне
пришлось пару раз заводиться при
-30°С , появился навык выкручива-
ния свечей. Периодически счищ а-
емая корка нагара совсем не радо-
вала.
С хем а
Схема, ставш ая прототипом уст-
ройства, рассмотрена в [1]. Вос-
пользовавшись справочниками, я
пришел к следующей схеме, приве-
денной на р и с. 1.
Генератор прямоугольных им-
пульсов собран на м икросхем е
ЫЕ555. Частоту следования можно
регулировать. Скважность немно-
го больше 2. Сигнал с генератора
подается на ключевой транзистор.
Его стоит выбирать по минималь-
ному сопротивлению канала в от-
крытом состоянии, максимальному
току и рассеиваемой м ощ ности.
М аксимальное напряжение сток-
исток тоже желательно иметь по-
больше, чтобы бросок напряжения
на первичной обмотке трансф ор-
м атора не вывел транзистор из
строя в момент его выключения.
Б ольш инство мощ ны х М О в Б Е Т
транзисторов имеют защитный ста-
билитрон между стоком и истоком,
он ж е работает как диод в обрат-
ном направлении. На всякий слу-
чай предусмотрена цепь “С н аб -
бер”, состоящая из УОЗ, С13, И6 и
подавляющая выброс напряжения,
и защитный диод У 0 4 . Чем боль-
ш е допустимое напряжение сток-
исток транзистора, тем большую
амплитуду напряжения можно бу-
дет получить и на вторичной (вы-
соковольтной) обмотке трансфор-
матора.
В качестве трансформатора ис-
пользован
р асп р о стр ан ен н ы й
строчны й трансф орм атор Т В С -
110ПЦ 15. Данные трансформатора
приведены в [2]. На всякий случай,
если кому-нибудь захочется пере-
считать трансформатор, привожу
ниже паспортные и измеренные па-
раметры.
Первичная обмотка содержит 10
витков провода ПЭВ-2 диаметром
1 мм. Штатная высоковольтная об-
мотка трансформатора (выв. 14,15)
имеет 1080 витков ПЭВ-2 0,14 мм.
Измеренная индуктивность вторич-
ной обмотки равна 0,35 Гн, сопро-
тивление - 1 1 0 Ом. Первичная, при
10 витках, будет иметь 30 мкГн, со-
противлением можно пренебречь.
Используется ф еррит 2000Н М С .
Излучатель
Р и с.1
20
| Радиолюбитель - 0 2 /2 0 0 7
предыдущая страница 20 Радиолюбитель 2007-02 читать онлайн следующая страница 22 Радиолюбитель 2007-02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст