і
В ПОМОЩЬ АВТОЛЮБИТЕЛЮ
І
транзистор \/Т 4 . Протекание то ка через транзистор
\/Т 4 снижает напряжение на его коллекторе. Несмот-
ря на малую скорость прерывания при пуске двигате-
ля, благодаря большому коэффициенту усиления тран-
зисторов, обеспечивается высокая скорость прерыва-
ния тока, а, следовательно, большая амплитуда на-
пряжения на катуш ке зажигания и мощная искра в све-
чах зажигания. Этим достигается легкий пуск двига-
теля от стартера или от рукоятки.
Назначение других элементов схемы следующее:
конденсаторы С 1, СЗ и стабилитрон \ЛЭ1 защ ищ аю т
электронную схему от импульсных перенапряжений в
бортовой сети. Резистор Й8 ограничивает коллектор-
ный ток транзистора УТ 4 и обеспечивает небольшую
отрицательную обратную связь по току, уменьшая вли-
яние напряжения сети на амплитуду напряжения катуш-
ки зажигания. Подбором величины сопротивления Я8
можно изменять амплитуду импульсного напряжения
на катушке зажигания. Конденсатор С4 шунтирует тран-
зистор УТ4 по переменной составляющей тока катуш-.
ки зажигания. Все транзисторы в схеме необходимо вы-
бирать с наибольшим коэффициентом усиления.
Н а л а д ка и п о д кл ю чени е
Налаживание устройства сводится к подбору величи-
ны сопротивления Я8, добиваясь полного открытия
транзистора \/Т 4. Этот же транзистор должен быть ус-
тановлен на радиатор, обеспечивающий хорошее ох-
лаждение. Данный коммутатор может быть установ-
лен на любую модель ВАЗа, заменив штатный распре-
делитель на распределитель с датчиком Холла.
Подключение устройства на автомобиль ВАЗ сле-
дующее: “плюс” от зам ка зажигания подается на клем-
му “+” схемы. Сюда ж е подключается контакт “16” ка-
туш ки зажигания Б117-А. Вывод “1” или “0” катуш ки
подключается к следующему контакту, обозначенно-
му на схеме буквой “Б". Минус устройства подключа-
ется к массе автомобиля. На распределителе с датчи-
ком Холла имеется разъем с тремя контактами и про-
водами следующих цветов: красный - соответствен-
но подключается к разъему “+” датчика; синий - под-
ключается к разъему “- ” датчика; черный - подключа-
ется к разъему “выход” датчика.
Катушка зажигания может быть любая: либо Б117-А,
либо от ВАЗ-2108.
Игорь Горский
I
Ростовская область, г. Гуково
I
Схема
Украсить звучание стандартно-
го автомобильного сигнала можно
очень простым устройством, схема
которого приведена на рис. 1. Идея
заключается в том, что при наж а-
тии на сигнал звучит сначала толь-
ко один клаксон (например, низко-
го тона), а через секунду включа-
ется второй (высокого). При отпус-
кании кнопки сигнала оба клаксо-
на выключаются.
Когда кнопка сигнала нажата,
включается клаксон ВА2 и через
резистор И2 начинает заряжаться
конденсатор С 1 , как толькр напря-
жение на конденсаторе достигнет
уровня, достаточного для отпира-
ния транзистора, он откроется и
включится реле К1 и своими кон-
тактами включит клаксон ВА1. При
отпускании кнопки конденсатор
быстро разряжается через эмит-
терны й п ер ехо д , и ус тр о й ств о
вновь готово к работе.
Эф ф ект получается достаточно
интересный, хотя я не знаю, как к
Тюнинг сигнала
этому отнесутся сотрудники ГАИ,
но считаю, что такой сигнал будет
бблее безопасен и пешеходы будут
на него реагировать отчетливее.
Д етали
Все резисторы в устройстве
типа М ЛТ-0,25, электролитический
конденсатор типа К50-35 или им-
портный, диод VD1 - любой на ток
0,5.
.. 1 А. Диоды VD2 и V D 3 долж-
ны быть рассчитаны на ток 5.
..10
А, подойдут типа КД 213, КД 202 и
т.п. Транзистор тоже любой мощ -
ный п-p -n , ти п а К Т 8 0 5 , К Т 8 1 7 ,
КТ829 и т.д. ВА1 и ВА2 - стандарт-
ные автом обильны е клаксоны .
Реле К1 - стандартное автом о-
бильное реле, рассчитанное на
ком м утацию цепи с силой то ка
20.
..30 А.
Так как каждый клаксон настро-
ен на разный тон, то можно поэкс-
периментировать, какой включать
первым - высокого или низкого
тона.
Длительность задерж ки зави-
сит от емкости конденсатора С1:
если нужно выдержку времени уве-
личить, то и емкость конденсатора
надо увеличить. Но все ж е не ре-
комендую делать задержку более
1 секунды.
З а
24
| Радиолюбитель - 0 2 /2 0 0 7
предыдущая страница 24 Радиолюбитель 2007-02 читать онлайн следующая страница 26 Радиолюбитель 2007-02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст