I
В ПОМОЩЬ АВТОЛЮБИТЕЛЮ
f
М ихаил Ры нденков
Республика Бурятия,
Баргузинский р-н, с. Суво
E-mail: rma001 @rambler.ru
Усилитель НЧ для автомобиля
с напряжением бортовой сети 24 В
Продолжение.
Начало в N21/2007
Усилитель мощности
Благодаря удвоенному напряже-
нию питания бортовой сети в отличие
от автомобилей с одним двенадцати-
вольтовым аккумулятором, можно по-
лучить в 4 раза большую выходную
мощность при работе на одинаковую
нагрузку. Данный усилитель мощно-
сти состоит из двух совершенно оди-
наковых каналов на номинальную си-
нусоидальную мощность по 45 Вт при
коэффициенте нелинейных искаже-
ний не более 0,5%. Выходная мощ-
ность измерялась при напряжении ис-
точника питания 28 В и сопротивле-
нии АС, равном 4 Ом. Для большин-
ства испытанны* мною экземпляров
имеющихся у меня микросхем данная
выходная мощность значительно пре-
вышала величину в 55.
..60 Вт. В иде-
але от такого усилителя можно было
бы получить синусоидальную мощ-
ность почти 100 Вт на канал при его
работе на четырехомную нагрузку.
Плохо только, что деталей с идеаль-
ными параметрами не бывает!
При напряжении питания 14 В на
указанной нагрузке от обычного мо-
стового усилителя даже теоретичес-
ки нельзя получить максимальную
синусоидальную мощность свыше
24,5 Вт на канал при полном исполь-
зовании напряжения питания. Более
значительную выходную мощность
можно получить при работе выходно-
го каскада усилителя мощности в
классе Н. Но в таком случае для каж-
дого канала понадобятся по паре от-
носительно дорогих и довольно круп-
ногабаритных конденсаторов емкос-
тью не менее 10000 мкФ каждый для
нормальной работы на низкочастот-
ном участке звукового диапазона.
Для увеличения выходной мощно-
сти можно увеличить напряжение пи-
тания УМНЧ, применив преобразова-
тель напряжения, но этот способ за-
метно увеличивает габариты и сто-
имость аппаратуры. Здесь ж е повы-
шенное напряжение питания 24 В су-
ществует по умолчанию, и мы вос-
пользуемся этим обстоятельством.
Практически единственная возника-
ющая здесь проблема заключается
в довольно ограниченном ассорти-
менте присутствующих в свободной
продаже микросхем усилителей мощ-
ности, рассчитанных на работу при
напряжении не менее 30 В. (Для но-
минального напряжения питания до
15 В включительно подобные мик-
росхемы представлены в очень даже
широком ассортименте.) Многие же
из имеющихся в наличии радиома-
газинов недорогие микросхемы
УМ НЧ с выходом по мостовой схеме
на нужное напряжение питания или
рассчитаны на подключение нагруз-
ки с сопротивлением не ниже 8 Ом,
или требуют обязательного примене-
ния двухполярного источника пита-
ния. Собирать же полностью транзи-
сторный мостовой усилитель мощно-
сти НЧ с нужными параметрами зат-
руднительно ввиду его относительно
больших габаритов и несколько боль-
шей стоимости и сложности по срав-
нению с интегральным усилителем с
аналогичными характеристиками. К
тому же, скорее всего, здесь потре-
буется тщательная регулировка из-
готовленного блока, что предполага-
ет наличие специальных измеритель-
ных приборов. Как мне кажется, в
предлагаемой здесь схеме (рис. 1)
мне все ж е удалось преодолеть воз-
никшие трудности. Для экономии ме-
ста в журнале на рис. 1 показана схе-
ма только одного канала.
Каждый канал собран по схеме
мостового усилителя. Основу усили-
теля составили недорогие и широко
распространенны е
микросхемы
ТО А 2030. Транзисторы У Т 2.
..У Т 5
служат для увеличения мощности
усилителя при работе на низкоомную
нагрузку. В позициях УТ2 и УТ4 ис-
пользуются транзисторы КТ818Г,
УТЗ и УТ5 - транзисторы КТ819Г.
Они включаются в работу лищь при
выходной мощности свыше 1 Вт. На
малой выходной мощности эти тран-
зисторы закрыты и не принимают
участие в работе. Если сопротивле-
ние нагрузки будет равно 8 Ом или
Радиолюбитель - 0 2 /2 0 0 7 |
25
предыдущая страница 25 Радиолюбитель 2007-02 читать онлайн следующая страница 27 Радиолюбитель 2007-02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст